18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Конфликт вокруг тоннеля под Стоунхенджем разгорается

Тоннель, призванный убрать автомобильную дорогу под землю и вернуть ландшафту исторический вид, может нарушить археологическую целостность территории

Археологи, ведущие раскопки неподалеку от Стоунхенджа, недавно обнаружили на территории знаменитого археологического комплекса останки доисторических людей и древние артефакты. Эти находки подлили масла в огонь конфликта вокруг строительства нового тоннеля, которое, как теперь очевидно, может сильно нарушить местный археологический ландшафт.

Ученые нашли в числе прочего обожженный кремень, желобковую керамику, оленьи рога и человеческие захоронения. В одной из могил находились косточки уха ребенка и глиняный горшок, в другой — останки женщины, умершей в возрасте от 20 до 40 лет и похороненной с необычным объектом из сланца, возможно частью оружия вроде палицы.

Эти находки, датируемые эпохой позднего неолита и бронзовым веком, были обнаружены благодаря уникальной системе из 1777 шурфов и 440 траншей на участке, простирающемся на 2 км к востоку и к западу от Стоунхенджа, как в границах археологического комплекса, на территории которого он находится, так и за его пределами. Обнаруженные артефакты пока что поместили в хранилище в Солсбери, но позднее они войдут в экспозицию местного музея.

Раскопки велись в рамках подготовки к строительству трехкилометрового тоннеля, в который должна уйти автодорога A303, сейчас пролегающая буквально в 200 м от Стоунхенджа. Это двухполосное шоссе входит в пятерку самых загруженных в Британии. Благодаря тоннелю посетители памятника больше не будут видеть автомобили и слышать их шум. Стоимость проекта составляет $2,2 млрд.

Комиссия «Историческая Англия» высказалась в поддержку проекта, поскольку он «вернет ландшафту единство», которое сейчас нарушает шоссе. Однако ЮНЕСКО выразило опасения, заявив, что и тоннель и дорога «неблагоприятно скажутся на выдающейся универсальной ценности этой территории».

«Дорога спланирована таким образом, чтобы избежать прямого воздействия на памятники, а масштаб археологических работ и мер по минимизации воздействия на окружающую среду беспрецедентен. Количество проводимых нами проверок радикально превышает то, что обычно делается на этой стадии подготовки к дорожным работам», — утверждает Дэвид Баллок, руководящий проектом реконструкции A303 в Управлении автодорог Англии.

После того как правительство одобрило строительный проект в ноябре 2020 года, группа активистов «Спасем объект всемирного наследия Стоунхендж» попыталась оспорить это решение через суд. В декабре протестующие собрались у Стоунхенджа на акцию «массового незаконного проникновения», чтобы привлечь внимание к проблеме. В результате комиссия «Английское наследие» временно закрыла вход на территорию памятника. Противники проекта боятся, что строительство тоннеля нанесет урон древнему археологическому комплексу, который, как показали новые раскопки, отнюдь не ограничивается стоящими на поверхности земли камнями.

Раскопки в рамках подготовки к строительству тоннеля должны возобновиться в конце весны и продлиться 18 месяцев.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+