18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Билл Виола в Пушкинском: готовимся к медитации

В ГМИИ им. Пушкина рассказали о предстоящей выставке «Билл Виола. Путешествие души». Это будет первая в нашей стране ретроспектива живого классика видеоарта

Выставка Билла Виолы откроется 2 марта, но Пушкинский музей решил заранее подготовить к ней аудиторию. Работы этого знаменитого американского художника, выставлявшегося во многих музеях мира, не раз участвовали в программах видеоарта и у нас, но вряд ли его имя знакомо большинству посетителей музея изящных искусств. К тому же они привыкли видеть в Белом зале и на галерее картины, а не изображения на экране. Хотя по сути видеоинсталляции Виолы — это медленно оживающие большие медитативные картины.

Пресс-конференция началась с лекции заведующей отделом кино- и медиаискусства Ольги Шишко, рассказавшей, чем знаменит и славен Виола, превративший видеоарт в большое искусство, каким глубоким, вечным для искусства темам он посвятил свое творчество, используя при этом новейшие технические достижения. На его выставке будет показано более 20 видеоработ, созданных в последние 14 лет. Хотя начал художник, всегда работающий только с видео, более 40 лет назад.

Все это время соавтор Виолы — его жена Кира Перов. Она, как куратор выставки, участвовала в пресс-конференции по видеосвязи. Очень коротко она перечислила места, в которых они с Виолой побывали в начале совместной жизни: Тунис, где наблюдали миражи, Япония, культуры которой изучали, тибетский монастырь в Индии, остров Фиджи, где существует культ огня, американские пустыни. До их встречи Билл Виола несколько месяцев провел во Флоренции. Это краткое биографическое вступление объяснило следующее за ним определение: материалы Виолы — время и пространство, темы — жизнь, смерть, продолжение жизни, в какой бы форме оно ни происходило.

Затем Перов показала несколько фотографий со съемок серии «Тристан» (ее выставят в Белом зале), созданной для постановки оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» и затем превращенной в станковое произведение. И рассказала, каким образом из минутного кадра падения героя в воду появляется долгое видео его воспарения из водной стихии. А также вспомнила, как невыносимо тяжело было актрисе простоять несколько мгновений на фоне стены огня, и продемонстрировала, в какое завораживающее зрелище превращаются эти мгновения, растянутые во времени. Также Перов отметила, что она и верный помощник Виолы регулярно и пристально следят за подготовкой московской выставки.

Я задала ей вопрос, почему на выставке не будет показан «Океан без берегов», который произвел сильнейшее впечатление на всех, кто, затаив дыхание, смотрел это полуторачасовое видео во время Венецианской биеннале 2007 года. Перов ответила, что инсталляция создавалась специально для церкви Сан-Галло, где демонстрировалась сразу на трех экранах, а выставка в Пушкинском делается именно для пространства этого музея, но «Океан без берегов» частично включен в серию «Трансфигурации», которую нам покажут.

На выставке можно будет увидеть и «Мучеников», созданных для собора Святого Павла в Лондоне. Это повествование о страдальцах, испытавших силу всех четырех стихий. Как Билл Виола преображает живопись старых мастеров, продемонстрируют инсталляция «Комната Катерины» и серия «Страсти». А пережитое художником в пустынях найдет отражение в «Хождении по краю» и «Встрече» из серии «Мираж».

По выставке не будут водить экскурсии — это условие куратора. Перов уверена, что с работами Виолы надо оставаться наедине. Зато готовится большая параллельная программа, рассказывающая о развитии видеоарта.

После пресс-конференции я спросила у директора Пушкинского Марины Лошак, когда же она впервые увидела Виолу. Оказывается, тоже на Венецианской биеннале в церкви Сан-Галло. А потом она трижды ходила на большую выставку художника в Париже. Московский показ готовился долго. Впервые Виола и Перов пришли в ГМИИ еще пять лет назад, тогда они только знакомились с его пространством. И вот наконец выставка состоится. Счастье, что ее экспонаты можно пересылать в виде файлов!

ГМИИ им. А.С.Пушкина, главное здание
Билл Виола. Путешествие души
2 марта – 30 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+