«Первоначально позиция музея выглядела шаткой», — сказала нашему изданию Юлия Вербицкая, адвокат, представлявший интересы третьего лица (Росимущество) в деле о картине Николая Рериха «Весть Шамбалы» («Стрела-письмо») 1946 года. По этому делу в декабре 2020 года Мещанский районный суд города Москвы вынес решение в пользу Государственного музея Востока, отклонив претензии родственников Виктора Васильчика на право владения полотном. Это очень запутанная история, начавшаяся более 60 лет назад, в конце 1950-х, и связанная с именем одного из сыновей Николая Рериха, Юрия.
Юрий Рерих приехал в Советский Союз в 1957 году. Он привез с собой часть архива и творческого наследия отца (другая часть осталась у его младшего брата Святослава). С ним приехали сестры Людмила и Ираида Богдановы, много лет работавшие в семье Рерихов в Индии. Распоряжением правительства СССР Юрий Рерих получил большую квартиру на Ленинском проспекте и возможность работать в Институте востоковедения Академии наук.
В 1958 году Юрий Николаевич официально передал всю свою часть творческого наследия отца государству, о чем свидетельствует приказ Министерства культуры СССР № 524 от 28 июля 1958 года за подписью министра культуры Николая Михайлова «О принятии в дар Советскому государству коллекции произведений художника Н.К.Рериха». В этом документе отделу изобразительных искусств и охраны памятников отдается распоряжение принять коллекцию от Юрия Рериха, которому в качестве ответного подарка решено было «преподнести небольшой сборно-щитовой дачный дом и легковую автомашину „Волга“».
Произведения Николая Рериха по приказу министра Михайлова должна была принять на баланс дирекция выставок и панорам «и осуществить их передачу в государственные музеи». Часть картин — примерно 350 из почти 500 — сразу перевезли из квартиры на Ленинском проспекте в государственные хранилища. Часть осталась в квартире: там планировалось открыть музей-квартиру Рериха. Но этому не суждено было случиться.
В 1960 году Юрий Рерих умирает. Решением Совета министров № 2338р за подписью Анастаса Микояна сестры Богдановы признаются неработающими иждивенками и наследницами Юрия Рериха, за ними закрепляются квартира и дача. Но о произведениях и архиве в этом распоряжении не говорится ни слова. Вскоре Людмила умирает. Позже с Ираидой знакомится некий Виктор Васильчик, человек без определенного места жительства и рода деятельности. Тогда же в среде коллекционеров стали появляться картины Николая Рериха, на которых фигурирует надпись «Из собрания И.Богдановой». Сама Ираида в это время начинает везде рассказывать о том, что она приемная дочь Рерихов, и подписываться как Богданова-Рерих. Святослав Рерих буквально забрасывает советское правительство возмущенными письмами, в которых называет Ираиду Богданову самозванкой и просит спасти наследие отца. Советское правительство никак не реагирует на эти письма.
В 1980 году Виктор Васильчик женится на Ираиде Богдановой и продолжает распродавать картины. По некоторым данным, не только подлинники. В 2008 году квартиру на Ленинском проспекте (ее после смерти Богдановой унаследовал Васильчик) ограбили — оттуда вынесли все оставшиеся работы, около 140 штук. В ходе розыска следователи обнаружили несколько произведений. Среди них — ту самую «Весть Шамбалы» («Стрела-письмо»), которая позже фигурировала в судебном процессе.
Ее нашли у художника и коллекционера Алексея Каменского, который приносил работы Николая Рериха в Центр им. Грабаря на экспертизу. По словам Юлии Вербицкой, узнав о происхождении картины, Каменский отдал ее следователям из МУРа. А когда Васильчик попытался забрать ее у следователей, они попросили документами подтвердить право владения. Никаких документов Васильчик не предъявил, и работа была передана на временное хранение в Музей Востока.
После смерти Виктора Васильчика его многочисленные родственники решили, что имеют право не только на недвижимость, но и на картины. И затеяли судебный процесс, потребовав от Музея Востока вернуть им полотно.
Об их аргументах рассказывает адвокат Юлия Вербицкая: «В свое время Васильчик был признан потерпевшим по делу о краже из квартиры. А до этого картина несколько десятилетий находилась в квартире, которой в том числе владел и Васильчик. Адвокаты истца именно на этом строили свою позицию: он владел квартирой и другим имуществом, доставшимся ему от жены, в квартире висела картина, ее украли, верните картину наследникам».
Третья сторона — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) — представила суду документы, подтверждающие передачу творческого наследия Николая Рериха государству его сыном, а также свидетельские показания следователей, изымавших картину у Каменского. «Нам удалось убедить суд в том, что наследие Рерихов — ценное национальное достояние и частные лица не имеют на него прав, — рассказывает адвокат Вербицкая. — К сожалению, из-за халатности со стороны властей в отношении всей коллекции на протяжении многих лет потеряно почти 140 работ, единственным законным владельцем которых является государство».
По мнению Юлии Вербицкой, решение Мещанского суда по иску наследников Виктора Васильчика создает очень важный прецедент. «Подобный судебный акт в отношении наследия Юрия Рериха, впервые со времен Советского Союза назвавший деятельность Богдановой и Васильчика незаконной, позволяет Российской Федерации заявить свои требования и в отношении всех выявленных работ с провенансом „из коллекции Богдановой“, — уверена Вербицкая. — Незаконность владения Богдановой и Васильчиком работами Рериха установлена в судебном порядке, что дает государству право принять меры по поиску своей собственности и обращению на нее взыскания, в том числе в судебном порядке».
Решение в пользу Музея Востока в конце 2020 года было принято еще по одному судебному иску — его подал Международный центр Рерихов (МЦР), общественная организация, заявляющая свои права на часть наследия Николая Рериха, оставшуюся у его младшего сына Святослава. С начала 1990-х МЦР занимал в Москве бывшую усадьбу Лопухиных, в 2019 году переданную ГМИИ им. Пушкина. Несколько лет МЦР судился с Музеем Востока сначала за право на усадьбу Лопухиных, потом за право на значительную часть коллекции Рерихов. В конце ноября 2020 года Арбитражный суд Москвы по делу № А40-69759/20 97-402 отказал МЦР в праве на 518 картин, эскизов и рисунков из коллекции Святослава Рериха, поскольку, как сказано в решении суда, «отсутствует завещание в пользу заявителя, соответствующее законодательству Республики Индия и Российской Федерации, дающее заявителю МЦР право на имущество Рериха С.Н. после его смерти».
Судебным решениям и по делу о наследниках Виктора Васильчика, и по претензии МЦР на наследие Святослава Рериха еще предстоит пройти апелляционную инстанцию. Но, как сказано в комментарии, данном нам пресс-службой Государственного музея Востока, «музей очень надеется, что высокие судебные инстанции не позволят незаконно приватизировать государственную собственность — коллекции, переданные Святославом Рерихом Советскому фонду Рерихов, а в его лице — советскому народу».