18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ар-нуво: последний большой стиль или предвестник авангарда?

Это первая столь масштабная выставка французского ар-нуво в Париже с 1960 года. В экспозиции — более двухсот знаковых образцов настоящего большого стиля после барокко и классицизма. На рубеже XIX–XX веков ар-нуво захватило практически все искусства и близлежащие сферы человеческой деятельности — от архитектуры, живописи, скульптуры до дизайна интерьеров, мебели, книжной графики и моды. Кураторы парижской выставки сфокусировались на новаторстве ар-нуво, выведя его в название — «Декоративная революция». И оно вполне оправданно: ведь основным пафосом нового стиля стал отказ от канонов классицизма, ограничивающих творческую свободу художника. Классический ордер, прямые линии сметены буйными растительными формами и цветами, раздвинуты сами границы эстетического: художники ар-нуво не делали никакой разницы между художественным и утилитарным в своих произведениях.

Экспонаты для выставки кураторы тоже подбирали с прицелом на новаторство. Это произведения художников, стоявших у истоков стиля, причем в самых разных областях искусства. Это и живопись (Эдуар Аман-Жан, Луи Вельден Хокинс, Жорж Клерен), и скульптура (Эктор Лемер, Морис Буваль, Эмманюэль Вилланис), конечно же, стекло Эмиля Галле и Эктора Гимара, керамика Дома Фрера и Люсьена Хирца, афишы и плакаты (Рене Поль-Эрманн, Альфонс Муха, Поль Бертон, Анри Эванпоэль), великолепная мебель работы Эмиля Галле и Луи Мажореля. Ар-нуво достиг своего пика между 1890-ми и 1905-ми годами, быстро став основой для серийного производства буквально всего в промышленных масштабах, особенно после Парижской всемирной выставки 1900 года.

Казалось, триумф был полный и надолго, однако все чаще стали раздаваться голоса критиков ар-нуво, обвинявших его в аморфности и декоративизме. К началу Первой мировой войны он стал сходить на нет: прихотливые линии сменились геометрично резкими и динамичными — на смену ар-нуво пришел ар-деко, расцвет которого пришелся уже на 1920-е годы. Увидеть эту эволюцию, перетекание одного стиля в другой, можно здесь же, в Пинакотеке. Одновременно с «Ар-нуво. Декоративная революция» проходит ретроспективная выставка «Тамара Лемпицка — королева ар-деко», демонстрирующая, как происходил это процесс перерождения.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+