На свадьбу будущей королеве Великобритании Елизавете II в 1947 году правитель Хайдарабада низам Асаф Джах VII сделал настоящий подарок мечты. Один из самых богатых людей в мире, он распорядился позволить принцессе выбрать что угодно из украшений Cartier в качестве подарка. Елизавета указала на два украшения: колье и тиару-трансформер с цветочным мотивом, детали которой можно было носить как броши.
В колье, изготовленном Cartier в 1935 году, принцесса позировала для одной из последних серий фотографий, сделанных до того, как она взошла на трон. Другой ранний портрет, на котором она запечатлена в колье низама и диадеме Георга IV, был использован в дизайне денежных купюр и монет.
В 1925 году Бхупиндер Сингх, невообразимо богатый махараджа штата Патиала, прибыл с визитом в Париж в сопровождении целой свиты слуг и наложниц и с сундуками, до краев набитыми драгоценными камнями, в багаже. Сингх заказал у Cartier парадное ожерелье, на создание которого у мастеров Дома ушло целых три года. Пять бриллиантовых нитей по центру украшал желтый бриллиант, а по бокам — рубины цвета «голубиная кровь». Всего в этой россыпи было 2930 драгоценных камней общим весом 962,25 карата. Cartier удивительным образом удалось соединить традиционный стиль украшений махараджей с захватившим Европу ар-деко.
Примерно в 1948-м колье исчезло из сокровищницы Патиалы. Полвека спустя на аукционе в Лондоне Эрик Нуссбаум, сотрудник Cartier, увидел опустевшие платиновые цепи ожерелья. Дом выкупил их с намерением восстановить уникальное произведение ювелирного искусства. Спустя четыре года кропотливой работы мастера Cartier представили воссозданное ожерелье Патиалы. Правда, утраченные камни пришлось заменить синтетическими аналогами, но в Cartier не теряют надежды однажды вставить в оправы натуральные.
Элизабет Тейлор была страстным коллекционером уникальных драгоценностей. Естественно, без Cartier такое собрание обойтись не могло. В 1969 году ювелирный Дом купил на торгах удивительной чистоты бриллиант грушевидной формы весом 69 карат. Пятый муж Тейлор, актер Ричард Бёртон, приобрел его у Cartier за $1,1 млн и дал безымянному бриллианту название «Тейлор — Бёртон».
Еще одним подарком Ричарда была легендарная жемчужина La Peregrina, в разное время принадлежавшая Марии I Тюдор, королю Испании Жозефу Бонапарту, Наполеону III и многим другим. Бёртон купил жемчужину на аукционе Sotheby’s и подарил Тейлор на день рождения, после чего реликвию доверили Cartier, чтобы сделать центром удивительного колье. Впрочем, украшения Cartier Тейлор дарили и другие мужья. Ее третий супруг Майкл Тодд во время отпуска на французском курорте Сен-Жан-Кап-Ферра прямо в бассейне преподнес ей колье и серьги Cartier, усыпанные рубинами и бриллиантами.
В начале ХХ века ровный натуральный жемчуг считался самым ценным в мире ювелирным материалом. Альфред Картье и его сыновья быстро поняли это и наладили поставки из Персидского залива. В 1916 году Пьер Картье, осваивавший Нью-Йорк, представил публике ожерелье из двух ниток безупречных жемчужин, стоившее на тот момент немногим более $1 млн. Оно мгновенно стало сенсацией и очаровало 31-летнюю Мейзи Плант, жену 60-летнего Мортона Планта, железнодорожного и пароходного магната. Поговаривали, что Плант собирался продавать свой особняк в ренессансном стиле на углу 5-й авеню и 52-й улицы. Поскольку и пятиэтажное здание, и жемчужное ожерелье были оценены примерно одинаково, Картье предложил Планту сделку — особняк в обмен на ожерелье. К счастью для Мейзи, ее муж принял предложение.
Реновацию здания, которое будет привлекательным для американских клиентов, но в духе главного бутика Cartier на Рю-де-ла-Пе в Париже, доверили местному архитектору Уильяму Уэллсу Босворту. Через несколько месяцев после завершения ремонта Ассоциация 5-й авеню наградила Cartier золотой медалью за лучшее преобразование здания в Нью-Йорке. В нем до сих пор располагается флагманский бутик Дома.
Одна из самых экстравагантных клиенток Cartier мексиканская актриса Мария Феликс обожала украшения и к концу жизни собрала внушительную драгоценную коллекцию. Ее взаимная любовь с французским Домом началась с визита к прославленным ювелирам, когда она принесла узелок из носового платка с горстью бриллиантов, попросив сделать из них нечто особенное и красивое. Мастера создали для нее гибкое колье «Змея» с 2473 бриллиантами, 2 изумрудами и деталями из горячей эмали.
А вот со знаменитым колье «Крокодилы» связана другая забавная история. Уже будучи не просто постоянной клиенткой, а даже музой Cartier, актриса приехала к любимым ювелирам с небольшим аквариумом, в котором плескался самый настоящий детеныш крокодила. Она попросила такого же, но из бриллиантов. И добавила: «Поторопитесь! Он так быстро растет!»
Именно благодаря Марии Феликс рептилии стали частыми гостями в коллекциях Дома, а предметы из ее личного собрания почти всегда украшают собой экспозиции на многочисленных выставках Cartier.
Алмаз, из которого огранщик Луи Хонд сделает бриллиант грушевидной формы «Звезда Южной Африки» (Star of South Africa) весом 47,69 карата, был обнаружен в 1869 году пастухом на ферме «Зандфонтейн» у Оранжевой реки, и, как считается, именно с него началась алмазная лихорадка в Южной Африке.
Шалк ван Никерк выменял находку у молодого туземца-пастуха на 500 овец, 10 волов и лошадь. Это было практически все имущество Никерка, но несколько дней спустя в Хоуптауне он продал необработанный алмаз за $56 тыс. (около $2 млн на сегодняшний день). Бриллиант был сначала куплен графом Дадли, а затем перешел в руки знаменитого американского промышленника, банкира и финансиста Джона Пирпонта Моргана. В 1910 году по его заказу в американском филиале Cartier создали брошь, где «Звезда Южной Африки» предстала в закрепке «мюге». Удивительным образом украшение сохранилось в первозданном виде и сейчас входит в коллекцию наследия Дома. Его можно было увидеть на выставке «Картье в Америке» в 2009 году в Музее изящных искусств Сан-Франциско.
Изысканные украшения Cartier всегда становились спутниками знатных и богатых особ. Вполне логично, что многие из них были не против увековечить себя на портрете с любимыми изделиями. У одной из главных клиенток Cartier Марджори Мерриуэзер Пост, бизнес-леди, меценатки, коллекционера (кстати, с огромным собранием русского дореволюционного искусства) и владелицы империи General Foods, было несколько портретов, запечатлевших ее уникальные украшения. В их числе подвеска-брошь с резными индийскими изумрудами и колье-трансформер с бриллиантами и сапфирами. Мейзи Плант тоже заказала портрет со своим жемчужным ожерельем. Но, пожалуй, главный в этой коллекции живописи — парадный портрет британской королевы Александры, супруги Эдуарда VII, в грандиозном бриллиантовом колье-воротнике Cartier, написанный французским художником Франсуа Фламаном (несколько его работ можно найти в Эрмитаже).
Бриллиантовое колье Cartier с говорящим названием «Туссен», вокруг которого строится основная сюжетная линия фильма «Восемь подруг Оушена», действительно было создано мастерами отдела высокого ювелирного искусства на Рю-де-ла-Пе. Его дизайн основан на церемониальном колье 1931 года, созданном для постоянного клиента Cartier из числа индийских правителей — махараджи Наванагара. Оригинальное украшение не сохранилось, а вот его эскиз нашелся в архивах Дома. Всего за восемь недель в Cartier изготовили версию ожерелья махараджи, адаптированную под хрупкую фигуру актрисы Энн Хетуэй. Ее героиня надела колье «Туссен» на главный модный смотр года — ежегодный бал Института костюма в нью-йоркском Метрополитен-музее. Правда, в оправу из белого золота поместили не бриллианты, а цирконы. Впрочем, в фильме появилось и много реальных драгоценностей Cartier — от исторических украшений до актуальных коллекций Haute Joaillerie.