18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Восемь необычных фактов из истории Cartier

№88
Материал из газеты

Невероятные находки, экстравагантные клиенты, неожиданно удачные сделки и другие захватывающие пункты биографии легендарного французского ювелирного Дома

Лучший в истории «подарочный сертификат»

На свадьбу будущей королеве Великобритании Елизавете II в 1947 году правитель Хайдарабада низам Асаф Джах VII сделал настоящий подарок мечты. Один из самых богатых людей в мире, он распорядился позволить принцессе выбрать что угодно из украшений Cartier в качестве подарка. Елизавета указала на два украшения: колье и тиару-трансформер с цветочным мотивом, детали которой можно было носить как броши. 

В колье, изготовленном Cartier в 1935 году, принцесса позировала для одной из последних серий фотографий, сделанных до того, как она взошла на трон. Другой ранний портрет, на котором она запечатлена в колье низама и диадеме Георга IV, был использован в дизайне денежных купюр и монет.

Самое грандиозное колье Cartier

В 1925 году Бхупиндер Сингх, невообразимо богатый махараджа штата Патиала, прибыл с визитом в Париж в сопровождении целой свиты слуг и наложниц и с сундуками, до краев набитыми драгоценными камнями, в багаже. Сингх заказал у Cartier парадное ожерелье, на создание которого у мастеров Дома ушло целых три года. Пять бриллиантовых нитей по центру украшал желтый бриллиант, а по бокам — рубины цвета «голубиная кровь». Всего в этой россыпи было 2930 драгоценных камней общим весом 962,25 карата. Cartier удивительным образом удалось соединить традиционный стиль украшений махараджей с захватившим Европу ар-деко. 

Примерно в 1948-м колье исчезло из сокровищницы Патиалы. Полвека спустя на аукционе в Лондоне Эрик Нуссбаум, сотрудник Cartier, увидел опустевшие платиновые цепи ожерелья. Дом выкупил их с намерением восстановить уникальное произведение ювелирного искусства. Спустя четыре года кропотливой работы мастера Cartier представили воссозданное ожерелье Патиалы. Правда, утраченные камни пришлось заменить синтетическими аналогами, но в Cartier не теряют надежды однажды вставить в оправы натуральные.

Бриллиант «Тейлор — Бёртон» был куплен у Cartier

Элизабет Тейлор была страстным коллекционером уникальных драгоценностей. Естественно, без Cartier такое собрание обойтись не могло. В 1969 году ювелирный Дом купил на торгах удивительной чистоты бриллиант грушевидной формы весом 69 карат. Пятый муж Тейлор, актер Ричард Бёртон, приобрел его у Cartier за $1,1 млн и дал безымянному бриллианту название «Тейлор — Бёртон». 

Еще одним подарком Ричарда была легендарная жемчужина La Peregrina, в разное время принадлежавшая Марии I Тюдор, королю Испании Жозефу Бонапарту, Наполеону III и многим другим. Бёртон купил жемчужину на аукционе Sotheby’s и подарил Тейлор на день рождения, после чего реликвию доверили Cartier, чтобы сделать центром удивительного колье. Впрочем, украшения Cartier Тейлор дарили и другие мужья. Ее третий супруг Майкл Тодд во время отпуска на французском курорте Сен-Жан-Кап-Ферра прямо в бассейне преподнес ей колье и серьги Cartier, усыпанные рубинами и бриллиантами.

Здание в обмен на жемчужное ожерелье

В начале ХХ века ровный натуральный жемчуг считался самым ценным в мире ювелирным материалом. Альфред Картье и его сыновья быстро поняли это и наладили поставки из Персидского залива. В 1916 году Пьер Картье, осваивавший Нью-Йорк, представил публике ожерелье из двух ниток безупречных жемчужин, стоившее на тот момент немногим более $1 млн. Оно мгновенно стало сенсацией и очаровало 31-летнюю Мейзи Плант, жену 60-летнего Мортона Планта, железнодорожного и пароходного магната. Поговаривали, что Плант собирался продавать свой особняк в ренессансном стиле на углу 5-й авеню и 52-й улицы. Поскольку и пятиэтажное здание, и жемчужное ожерелье были оценены примерно одинаково, Картье предложил Планту сделку — особняк в обмен на ожерелье. К счастью для Мейзи, ее муж принял предложение. 

Реновацию здания, которое будет привлекательным для американских клиентов, но в духе главного бутика Cartier на Рю-де-ла-Пе в Париже, доверили местному архитектору Уильяму Уэллсу Босворту. Через несколько месяцев после завершения ремонта Ассоциация 5-й авеню наградила Cartier золотой медалью за лучшее преобразование здания в Нью-Йорке. В нем до сих пор располагается флагманский бутик Дома.

Мария Феликс пришла в бутик с живым крокодильчиком

Одна из самых экстравагантных клиенток Cartier мексиканская актриса Мария Феликс обожала украшения и к концу жизни собрала внушительную драгоценную коллекцию. Ее взаимная любовь с французским Домом началась с визита к прославленным ювелирам, когда она принесла узелок из носового платка с горстью бриллиантов, попросив сделать из них нечто особенное и красивое. Мастера создали для нее гибкое колье «Змея» с 2473 бриллиантами, 2 изумрудами и деталями из горячей эмали. 

А вот со знаменитым колье «Крокодилы» связана другая забавная история. Уже будучи не просто постоянной клиенткой, а даже музой Cartier, актриса приехала к любимым ювелирам с небольшим аквариумом, в котором плескался самый настоящий детеныш крокодила. Она попросила такого же, но из бриллиантов. И добавила: «Поторопитесь! Он так быстро растет!»

Именно благодаря Марии Феликс рептилии стали частыми гостями в коллекциях Дома, а предметы из ее личного собрания почти всегда украшают собой экспозиции на многочисленных выставках Cartier. 

За алмаз, который позже станет бриллиантом в броши Cartier, заплатили домашним скотом

Алмаз, из которого огранщик Луи Хонд сделает бриллиант грушевидной формы «Звезда Южной Африки» (Star of South Africa) весом 47,69 карата, был обнаружен в 1869 году пастухом на ферме «Зандфонтейн» у Оранжевой реки, и, как считается, именно с него началась алмазная лихорадка в Южной Африке. 

Шалк ван Никерк выменял находку у молодого туземца-пастуха на 500 овец, 10 волов и лошадь. Это было практически все имущество Никерка, но несколько дней спустя в Хоуптауне он продал необработанный алмаз за $56 тыс. (около $2 млн на сегодняшний день). Бриллиант был сначала куплен графом Дадли, а затем перешел в руки знаменитого американского промышленника, банкира и финансиста Джона Пирпонта Моргана. В 1910 году по его заказу в американском филиале Cartier создали брошь, где «Звезда Южной Африки» предстала в закрепке «мюге». Удивительным образом украшение сохранилось в первозданном виде и сейчас входит в коллекцию наследия Дома. Его можно было увидеть на выставке «Картье в Америке» в 2009 году в Музее изящных искусств Сан-Франциско.

Украшения Cartier увековечены в живописи

Изысканные украшения Cartier всегда становились спутниками знатных и богатых особ. Вполне логично, что многие из них были не против увековечить себя на портрете с любимыми изделиями. У одной из главных клиенток Cartier Марджори Мерриуэзер Пост, бизнес-леди, меценатки, коллекционера (кстати, с огромным собранием русского дореволюционного искусства) и владелицы империи General Foods, было несколько портретов, запечатлевших ее уникальные украшения. В их числе подвеска-брошь с резными индийскими изумрудами и колье-трансформер с бриллиантами и сапфирами. Мейзи Плант тоже заказала портрет со своим жемчужным ожерельем. Но, пожалуй, главный в этой коллекции живописи — парадный портрет британской королевы Александры, супруги Эдуарда VII, в грандиозном бриллиантовом колье-воротнике Cartier, написанный французским художником Франсуа Фламаном (несколько его работ можно найти в Эрмитаже).

Колье, созданное специально для фильма

Бриллиантовое колье Cartier с говорящим названием «Туссен», вокруг которого строится основная сюжетная линия фильма «Восемь подруг Оушена», действительно было создано мастерами отдела высокого ювелирного искусства на Рю-де-ла-Пе. Его дизайн основан на церемониальном колье 1931 года, созданном для постоянного клиента Cartier из числа индийских правителей — махараджи Наванагара. Оригинальное украшение не сохранилось, а вот его эскиз нашелся в архивах Дома. Всего за восемь недель в Cartier изготовили версию ожерелья махараджи, адаптированную под хрупкую фигуру актрисы Энн Хетуэй. Ее героиня надела колье «Туссен» на главный модный смотр года — ежегодный бал Института костюма в нью-йоркском Метрополитен-музее. Правда, в оправу из белого золота поместили не бриллианты, а цирконы. Впрочем, в фильме появилось и много реальных драгоценностей Cartier — от исторических украшений до актуальных коллекций Haute Joaillerie.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+