18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ближе к сердцу

№88
Материал из газеты

История знаковых украшений Дома Van Cleef & Arpels на выставке Art of Cli

Не секрет, что одной из визитных карточек французского ювелирного Дома Van Cleef & Arpels считаются броши, которые появились в коллекциях бренда еще в начале прошлого века. Бывшие когда-то лишь одним из элементов в не менее знаковых для Дома украшениях-трансформерах, они постепенно стали самодостаточным изделием марки, покорив искушенных ценителей ювелирного искусства — от членов королевских семей до звезд старого Голливуда. Именно многообразию брошей в ювелирном наследии бренда посвящена выставка Art of Clip, которая с успехом путешествует по бутикам Van Cleef & Arpels. Впервые экспозиция была показана в Москве в 2015 году — познакомиться с декоративным искусством и модой ХХ века можно было в ГУМе. В этом году Art of Clip пройдет в Киеве, в Национальном художественном музее Украины, где будет выставлена уникальная коллекция изделий, включающая более 80 экспонатов периода 1910–1970 годов.

Уже в начале ХХ века изделия Van Cleef & Arpels выделялись среди прочих украшений. Подтверждение тому — Гран-при Всемирной выставки современных декоративных и промышленных искусств 1925 года, которого Дом был удостоен за браслет и брошь Roses с расцветающими на них розами из рубинов, изумрудов и бриллиантов. Эти изысканные украшения были свидетельством исторического триумфа и идеальным образцом того, как парижские ювелиры работают с цветочными мотивами.

К 1935 году стиль Дома изменился: век платины подошел к концу, в моду вернулось желтое золото, которое подходило и к дневным, и к вечерним нарядам. Именно тогда было создано уникальное, даже инновационное изделие Passe-Partout. Его можно было с легкостью трансформировать в совершенно разные украшения. Достаточно продеть золотую цепь-змейку, и вместо двух отдельных брошей-цветков получится пояс. Или колье с декоративным узлом. А еще можно превратить его в колье-чокер или даже браслет. При этом каждый драгоценный вариант был не только практичным в использовании, но и изумительным на вид: цветки были инкрустированы сапфирами, рубинами и бриллиантами, а трубчатая цепь выполнена из желтого золота.

В 1940-е в противовес ужасам военных лет мастера Van Cleef & Arpels представили знаковые для ювелирного наследия Дома произведения — брошь-балерину и брошь-фею. Женственные фигурки вскоре стали символом надежды и радости, а кроме того, положили начало знаменитой традиции Van Cleef & Arpels создавать украшения, вдохновленные грацией женских образов. Вот балерина в бриллиантовых пуантах делает па и взмахивает веером из изумрудов и рубинов — это брошь Spanish Dancer, созданная в 1941 году самим Луи Арпельсом, преданным поклонником балета. Она стала первой в драгоценной танцевальной труппе Дома. В том же году родилась и сказочная фея броши Spirit of Beauty с бриллиантовыми крылышками, поражающая своей невесомостью.

Отдельного внимания заслуживает ювелирный бестиарий Van Cleef & Arpels. Броши с изображением милейших белочек, слонов, черепах, птиц и других животных были изготовлены из золота и украшены всевозможными драгоценными и полудрагоценными камнями. Пожалуй, самая знаменитая в анималистической серии — брошь с взъерошенным львенком Lion Ebouriffe. Именно он больше всего пришелся по душе княгине Монако Грейс, которая не скрывала любви к Van Cleef & Arpels и с завидным постоянством носила украшения Дома.

Рассмотреть уникальные исторические украшения и узнать множество интересных фактов из их богатой истории можно на выставке Art of Clip с 3 по 28 февраля в Киеве.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+