18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итальянцам показывают русских женщин и русскую живопись от икон до авангарда

№87
Материал из газеты

Снова открыт палаццо Реале в Милане, где Русский музей представляет выставку «Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве»

Девяносто произведений из собрания Государственного Русского музея в диапазоне от начала XV века до начала века XX. В названии проекта есть что-то тавтологическое: икона и авангард — две фишки русского искусства. То и другое обладает качествами божественности и авангардности. То и другое, особенно после показа по всему миру «амазонок русского авангарда», выставок «Россия!» в Музее Гуггенхайма и ей подобных, не станет открытием для искушенной итальянской публики. Но задача Русского музея состоит в другом — «перевязать» историю отечественного искусства, соединив икону, искусство XVIII–XIX веков, авангард и то, что было после «Черного квадрата». Эту историю можно рассматривать как в прямой (что ближе отечественной публике), так и в обратной (более понятной западному зрителю) хронологической перспективе.

Здесь может помочь мода на феминизм, даже использованная опосредованно. Хотя количество изображений ню должно сильно раздражать истинных феминисток. Выставка разделена на восемь глав: «Небо» — Дева Мария и святые, «Трон» — царицы всея Руси, «Земля» — крестьянская жизнь, «К независимости» — женщины и общество, «Семья» — ритуалы и условности, «Матери» — измерение любви, «Тело» — освобожденная красота, «Художники» — реализм и «амазонки авангарда». Произведения «амазонок» — Наталии Гончаровой, Любови Поповой, Ольги Розановой, Надежды Удальцовой, Александры Экстер — составляют почти четверть проекта, что выглядит оправданно: в Милане их не показывали в таком количестве и качестве.

Крестьянская часть выставки сосредоточена на смотринах невесты. Этот сюжет интересовал таких разных художников, как Григорий Мясоедов и Николай Петров. Романтической этнографией выглядит «Портрет крестьянки Тверской губернии» Алексея Венецианова. Его ближайшая родственница — картина Зинаиды Серебряковой «Две крестьянские девушки», это через 75 лет и Курская губерния.

Если же окончательно оставить в стороне рефлексию русского искусства на социальные практики, выставка дает много интересных художественных сюжетов. Из самых очевидных — Казимир Малевич, представленный в том числе супрематической «Жатвой» и постсупрематической «Работницей». От этого диалога прямая дорожка к «конструктивистскому» дуэту: «Девушка в футболке» Александра Самохвалова и «Текстильщицы» Александра Дейнеки. Затем к «неоклассицизму» Кузьмы Петрова-Водкина («Портрет Анны Ахматовой») и «неоимпрессионизму» Владимира Лебедева («Натурщица»). Кстати, коллаж Лебедева «Прачка» напоминает работы Хуана Гриса. Будем надеяться, что посетители выставки не узнают, что в России Лебедев до сих пор считается иллюстратором детской книги.

Разобравшись с авангардом, можно вернуться на два шага назад и увидеть, что такое парадный дамский портрет, будь то Екатерина II в исполнении Дмитрия Левицкого, Юлия Маковская, изображенная ее мужем Константином Маковским, Вера Репина по версии отца, Ильи Репина, или Ольга Нестерова на взгляд своего отца Михаила Нестерова. Кстати, эта картина имеет второе название — «Амазонка».

Финальная точка — бронзовая модель статуи «Рабочий и колхозница», заказанной Вере Мухиной для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Выглядит приглашением приехать в Россию, чтобы взглянуть на оригинал.

Палаццо Реале
Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве
До 5 апреля

Материалы по теме:
Воскрешение амазонки
Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+