18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Семь картин о любви от современных российских классиков

Влюбленность и страсть — это вам не только розовые сердечки

День святого Валентина наша редакция решила отметить небольшой галереей, посвященной теме влюбленности, любви, страсти и, конечно, секса. Мы выбрали семь примеров из советской неофициальной живописи и современного искусства.

Резо Габриадзе. «ЗАГС — могила любви». 1975

Резо Габриадзе. «ЗАГС — могила любви». 1975. Фото: архив «Петербургский театральный журнал»
Резо Габриадзе. «ЗАГС — могила любви». 1975.
Фото: архив «Петербургский театральный журнал»

Знаменитый грузинский режиссер, сценарист и основатель Театра марионеток вдобавок еще был писателем, художником и скульптором. Такого уровня, что в 2012 году в ГМИИ им. А.С.Пушкина устроили персональную выставку Резо Габриадзе, рассказавшую об этой стороне его творчества. Именно на ней можно было увидеть эту философскую работу, посвященную вечной теме, пусть и с грустного ракурса.


Виталий Комар и Александр Меламид. «Тридцать лет назад. 1953». 1982–1983 

Виталий Комар и Александр Меламид. «Тридцать лет назад. 1953». 1982–1983. Фото: Christie's
Виталий Комар и Александр Меламид. «Тридцать лет назад. 1953». 1982–1983.
Фото: Christie's

Дата «1953» и усатый портрет на стене навязчиво намекают, какой именно радостью вызваны объятия героев картины. Но объятия эти столь горячи и плотски, что дело тут явно не в заботе о свободе совести, а именно в интересующей нас теме. Кстати, в 2004 году картина была продана на Christie’s за $65 тыс.


Владислав Мамышев-Монро. Из серии «Несчастная любовь». 1993

Владислав Мамышев-Монро. Из серии «Несчастная любовь». 1993. Фото: фонд Владислава Мамышева-Монро
Владислав Мамышев-Монро. Из серии «Несчастная любовь». 1993.
Фото: фонд Владислава Мамышева-Монро

Серия Владислава Мамышева-Монро «Несчастная любовь» создавалась в 1993 году с помощью фотографа Ханса-Юргена Буркарда. Героиня, роль которой исполнял сам Мамышев-Монро, претерпевала на этих кадрах разные стадии душевных страданий, всячески демонстрируя зрителю свое разбитое сердце. Изначально черно-белые снимки раскрашивались автором вручную и процарапывались. Эта техника, тоже по-своему метафоричная, получила название «расцарапки».


Павел Леонов. «Первая брачная ночь». 1999

Павел Леонов. «Первая брачная ночь». 1999. Фото: MMOMA
Павел Леонов. «Первая брачная ночь». 1999.
Фото: MMOMA

Надпись под окном — текст песни: «По деревне мы идем, дорогие тетушки, дочерей мы провожаем, спите без заботушки…». Музу великого наивного художника Павла Леонова (выставка которого проходит в Московском музее современного искусства на Петровке до 16 мая) звали Зинаидой Сергеевной. Он женился на ней поздно, 55-летним, в 1975 году, и это сильно изменило его жизнь и вдохновило на многие картины.


Виктор Пивоваров. «Выпьем и возрадуемся». Из цикла «Едоки лимонов». 2006

Пивоваров Виктор. «Выпьем и возрадуемся». Из цикла «Едоки лимонов». 2006. Фото: MMOMA
Пивоваров Виктор. «Выпьем и возрадуемся». Из цикла «Едоки лимонов». 2006.
Фото: MMOMA

Цикл Виктора Пивоварова «Едоки лимонов» создавался в 2005–2006 годах и в итоге включил 25 картин. Его название не зря отсылает к классике — вспомним «Едоков картофеля» Винсента ван Гога. Работы из цикла тоже интригуют эрудитов. Эта, например, прямо цитирует рембрандтовский «Автопортрет с Саскией на коленях». Ну и заставляет вспомнить «Автопортрет с женой» Петра Кончаловского. И множество других вариантов этого классического сюжета, а заодно и студенческий гимн «Гаудеамус».


Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Без названия». 2009

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Без названия». 2009. Фото: архив художников
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Без названия». 2009.
Фото: архив художников

Из всего творчества жизнелюбивого дуэта сегодня наш взгляд притянула эта работа, набитая символами классического искусства. Когда вспоминать купидончиков, как не в День святого Валентина? Плодовые деревья на заднем плане, кстати, перекочевали из «Весны» Боттичелли, которая тоже вся про любовь и цветение. А при чем тут лани, спросите Актеона с его страстью к подглядыванию.


Татьяна Назаренко. «Ночь тиха». 2012

Татьяна Назаренко. «Ночь тиха». 2012. Фото: Российская академия художеств
Татьяна Назаренко. «Ночь тиха». 2012.
Фото: Российская академия художеств

На протяжении своего долгого и разнообразного творчества Татьяна Назаренко также охотно играла с цитатами из классического искусства. Данная картина, украсившая в 2013 году обложку каталога ее выставки «Он и она» в Музее СПГХПА им. Штиглица, как и многие другие произведения художницы, трактоваться может двояко. Возможно, это библейская героиня-обольстительница со страшной миссией? А может, это просто влюбленная женщина.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+