День святого Валентина наша редакция решила отметить небольшой галереей, посвященной теме влюбленности, любви, страсти и, конечно, секса. Мы выбрали семь примеров из советской неофициальной живописи и современного искусства.
Знаменитый грузинский режиссер, сценарист и основатель Театра марионеток вдобавок еще был писателем, художником и скульптором. Такого уровня, что в 2012 году в ГМИИ им. А.С.Пушкина устроили персональную выставку Резо Габриадзе, рассказавшую об этой стороне его творчества. Именно на ней можно было увидеть эту философскую работу, посвященную вечной теме, пусть и с грустного ракурса.
Дата «1953» и усатый портрет на стене навязчиво намекают, какой именно радостью вызваны объятия героев картины. Но объятия эти столь горячи и плотски, что дело тут явно не в заботе о свободе совести, а именно в интересующей нас теме. Кстати, в 2004 году картина была продана на Christie’s за $65 тыс.
Серия Владислава Мамышева-Монро «Несчастная любовь» создавалась в 1993 году с помощью фотографа Ханса-Юргена Буркарда. Героиня, роль которой исполнял сам Мамышев-Монро, претерпевала на этих кадрах разные стадии душевных страданий, всячески демонстрируя зрителю свое разбитое сердце. Изначально черно-белые снимки раскрашивались автором вручную и процарапывались. Эта техника, тоже по-своему метафоричная, получила название «расцарапки».
Надпись под окном — текст песни: «По деревне мы идем, дорогие тетушки, дочерей мы провожаем, спите без заботушки…». Музу великого наивного художника Павла Леонова (выставка которого проходит в Московском музее современного искусства на Петровке до 16 мая) звали Зинаидой Сергеевной. Он женился на ней поздно, 55-летним, в 1975 году, и это сильно изменило его жизнь и вдохновило на многие картины.
Цикл Виктора Пивоварова «Едоки лимонов» создавался в 2005–2006 годах и в итоге включил 25 картин. Его название не зря отсылает к классике — вспомним «Едоков картофеля» Винсента ван Гога. Работы из цикла тоже интригуют эрудитов. Эта, например, прямо цитирует рембрандтовский «Автопортрет с Саскией на коленях». Ну и заставляет вспомнить «Автопортрет с женой» Петра Кончаловского. И множество других вариантов этого классического сюжета, а заодно и студенческий гимн «Гаудеамус».
Из всего творчества жизнелюбивого дуэта сегодня наш взгляд притянула эта работа, набитая символами классического искусства. Когда вспоминать купидончиков, как не в День святого Валентина? Плодовые деревья на заднем плане, кстати, перекочевали из «Весны» Боттичелли, которая тоже вся про любовь и цветение. А при чем тут лани, спросите Актеона с его страстью к подглядыванию.
На протяжении своего долгого и разнообразного творчества Татьяна Назаренко также охотно играла с цитатами из классического искусства. Данная картина, украсившая в 2013 году обложку каталога ее выставки «Он и она» в Музее СПГХПА им. Штиглица, как и многие другие произведения художницы, трактоваться может двояко. Возможно, это библейская героиня-обольстительница со страшной миссией? А может, это просто влюбленная женщина.