18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Семь картин о любви от современных российских классиков

Влюбленность и страсть — это вам не только розовые сердечки

День святого Валентина наша редакция решила отметить небольшой галереей, посвященной теме влюбленности, любви, страсти и, конечно, секса. Мы выбрали семь примеров из советской неофициальной живописи и современного искусства.

Резо Габриадзе. «ЗАГС — могила любви». 1975

Резо Габриадзе. «ЗАГС — могила любви». 1975. Фото: архив «Петербургский театральный журнал»
Резо Габриадзе. «ЗАГС — могила любви». 1975.
Фото: архив «Петербургский театральный журнал»

Знаменитый грузинский режиссер, сценарист и основатель Театра марионеток вдобавок еще был писателем, художником и скульптором. Такого уровня, что в 2012 году в ГМИИ им. А.С.Пушкина устроили персональную выставку Резо Габриадзе, рассказавшую об этой стороне его творчества. Именно на ней можно было увидеть эту философскую работу, посвященную вечной теме, пусть и с грустного ракурса.


Виталий Комар и Александр Меламид. «Тридцать лет назад. 1953». 1982–1983 

Виталий Комар и Александр Меламид. «Тридцать лет назад. 1953». 1982–1983. Фото: Christie's
Виталий Комар и Александр Меламид. «Тридцать лет назад. 1953». 1982–1983.
Фото: Christie's

Дата «1953» и усатый портрет на стене навязчиво намекают, какой именно радостью вызваны объятия героев картины. Но объятия эти столь горячи и плотски, что дело тут явно не в заботе о свободе совести, а именно в интересующей нас теме. Кстати, в 2004 году картина была продана на Christie’s за $65 тыс.


Владислав Мамышев-Монро. Из серии «Несчастная любовь». 1993

Владислав Мамышев-Монро. Из серии «Несчастная любовь». 1993. Фото: фонд Владислава Мамышева-Монро
Владислав Мамышев-Монро. Из серии «Несчастная любовь». 1993.
Фото: фонд Владислава Мамышева-Монро

Серия Владислава Мамышева-Монро «Несчастная любовь» создавалась в 1993 году с помощью фотографа Ханса-Юргена Буркарда. Героиня, роль которой исполнял сам Мамышев-Монро, претерпевала на этих кадрах разные стадии душевных страданий, всячески демонстрируя зрителю свое разбитое сердце. Изначально черно-белые снимки раскрашивались автором вручную и процарапывались. Эта техника, тоже по-своему метафоричная, получила название «расцарапки».


Павел Леонов. «Первая брачная ночь». 1999

Павел Леонов. «Первая брачная ночь». 1999. Фото: MMOMA
Павел Леонов. «Первая брачная ночь». 1999.
Фото: MMOMA

Надпись под окном — текст песни: «По деревне мы идем, дорогие тетушки, дочерей мы провожаем, спите без заботушки…». Музу великого наивного художника Павла Леонова (выставка которого проходит в Московском музее современного искусства на Петровке до 16 мая) звали Зинаидой Сергеевной. Он женился на ней поздно, 55-летним, в 1975 году, и это сильно изменило его жизнь и вдохновило на многие картины.


Виктор Пивоваров. «Выпьем и возрадуемся». Из цикла «Едоки лимонов». 2006

Пивоваров Виктор. «Выпьем и возрадуемся». Из цикла «Едоки лимонов». 2006. Фото: MMOMA
Пивоваров Виктор. «Выпьем и возрадуемся». Из цикла «Едоки лимонов». 2006.
Фото: MMOMA

Цикл Виктора Пивоварова «Едоки лимонов» создавался в 2005–2006 годах и в итоге включил 25 картин. Его название не зря отсылает к классике — вспомним «Едоков картофеля» Винсента ван Гога. Работы из цикла тоже интригуют эрудитов. Эта, например, прямо цитирует рембрандтовский «Автопортрет с Саскией на коленях». Ну и заставляет вспомнить «Автопортрет с женой» Петра Кончаловского. И множество других вариантов этого классического сюжета, а заодно и студенческий гимн «Гаудеамус».


Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Без названия». 2009

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Без названия». 2009. Фото: архив художников
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Без названия». 2009.
Фото: архив художников

Из всего творчества жизнелюбивого дуэта сегодня наш взгляд притянула эта работа, набитая символами классического искусства. Когда вспоминать купидончиков, как не в День святого Валентина? Плодовые деревья на заднем плане, кстати, перекочевали из «Весны» Боттичелли, которая тоже вся про любовь и цветение. А при чем тут лани, спросите Актеона с его страстью к подглядыванию.


Татьяна Назаренко. «Ночь тиха». 2012

Татьяна Назаренко. «Ночь тиха». 2012. Фото: Российская академия художеств
Татьяна Назаренко. «Ночь тиха». 2012.
Фото: Российская академия художеств

На протяжении своего долгого и разнообразного творчества Татьяна Назаренко также охотно играла с цитатами из классического искусства. Данная картина, украсившая в 2013 году обложку каталога ее выставки «Он и она» в Музее СПГХПА им. Штиглица, как и многие другие произведения художницы, трактоваться может двояко. Возможно, это библейская героиня-обольстительница со страшной миссией? А может, это просто влюбленная женщина.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+