18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вагит Алекперов: «Не так важно, что собирать, главное — помнить, для чего ты это делаешь»

№88
Материал из газеты

Учредитель Международного нумизматического клуба, бизнесмен, коллекционер и меценат рассказал нам о том, как начал коллекционировать, о демократичности монет и о важности новых технологий

Справка

Вагит Алекперов

Предприниматель, меценат

1950 родился в Баку в семье нефтяника

1972–1974 работал оператором по добыче нефти и газа

1974 окончил Азербайджанский институт нефти и химии по специальности «горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений»

1987–1990 генеральный директор производственного объединения «Когалымнефтегаз»

1990–1991 заместитель и первый заместитель министра нефтегазовой промышленности СССР

1993 президент и совладелец нефтяной компании «Лукойл»

2019 занял третье место в рейтинге богатейших бизнесменов России (по версии Forbes)

Доктор экономических наук

Еще…

В какой момент вы почувствовали себя коллекционером?

Все началось в детстве, тогда я постоянно что-то собирал: марки, спичечные этикетки... Интерес к старинным деньгам появился лет в десять с подарка соседки. Она была из «бывших», переехала в Баку из Петербурга. И однажды отдала мне портфель, заполненный дореволюционными ассигнациями и ценными бумагами.

В 1995–1996 годах я стал покупать, как говорят собиратели, коллекционные монеты. Это были в основном золотые монеты Российской империи и небольшое количество античных, иностранные монеты. Сначала три планшета, потом пять — и так далее. Собрание росло быстро. Тогда у меня появилось желание собрать лучшую в России коллекцию.

Отношение с самого начала было серьезное, просто со временем менялись приоритеты. Но на качественно новый уровень коллекция вышла, конечно, в тот момент, когда я решил сделать ее общедоступной и создать на ее основе музей.

Почему вы выбрали именно монеты? Не русскую живопись или графику?

Монеты — очень удобная основа для изучения истории государств. Например, древнеримские монеты — это настоящая портретная галерея, причем некоторых правителей мы знаем только по их изображениям на монетах.

Монеты гораздо демократичнее живописи. Они принимали непосредственное участие в повседневной жизни своей эпохи, могли принадлежать любому: и императору, и солдату. У меня есть первая древнеримская монета, которую отчеканили для солдат, защищавших Рим от Ганнибала в III веке до н.э. Она отчеканена из золота: драгоценностей граждан города, украшений, храмовых ценностей. Когда знаешь об этом, возникает непосредственная связь с той эпохой, с людьми, жившими больше 2 тыс. лет тому назад.

Более того, мне нравятся начинания, которые интересны не только процессом, но и результатом. Монеты — это тиражные предметы. По крайней мере, можно достичь определенной полноты и цельности коллекции.

Отличается ли нумизмат от коллекционера живописи? Может быть, какие-то особенности заложены в характере?

Не думаю, что есть какие-то существенные различия между коллекционерами. Не так важно, что собирать, главное — помнить, для чего ты это делаешь. Можно покупать монеты или картины как инвестор, можно относиться к ним как к декору, но прежде всего это должны быть инвестиции в себя, в самообразование.

Нумизмат более внимателен к деталям. Если присмотреться, то изображения на монетах ничуть не хуже тех, что на картинах, просто существенно меньшего размера. Бывают настоящие шедевры, но о них знает гораздо меньше людей, чем об «Утре в сосновом лесу» Шишкина. Монеты сильно недооценены.

Многие коллекционеры, занимающиеся русской нумизматикой, собирают серебро. Почему вы выбрали золотые монеты?

Золото не подвержено изменениям, не окисляется, не покрывается патиной. Например, золотая монета Александра Македонского сейчас выглядит точно так же, как и в IV веке до н.э., более 2 тыс. лет тому назад. Золото обеспечивает непосредственный контакт с историей.

Кроме того, это вопрос самоограничения. Не надо пытаться объять необъятное. Несмотря на то что золотые монеты в целом реже и дороже, их разновидностей существенно меньше, чем серебряных. Русских золотых монет известно около 1 тыс. типов, а серебряных — 10 тыс., медных — еще на порядок больше. Все собрать — неподъемная задача.

У вас есть любимый музей? Может быть, какой-то музей или выставка произвели на вас большое впечатление?

На меня произвела впечатление архитектура филиала Лувра в Абу-Даби, удивительное современное пространство, которое сочетает технологии и эстетику. Мне нравится современный подход, когда музей — это не только место хранения экспонатов, но и образовательное пространство, когда современные технологии помогают получить информацию, скрытую в предметах.

Часто из поездок я привожу какие-то идеи, которые потом реализуются здесь. Например, все витрины в нашем музее оборудованы планшетами, при помощи которых можно рассмотреть в мельчайших подробностях обе стороны монеты. У нас в музее можно совершить настоящее путешествие в прошлое благодаря интерактиву и цифровым технологиям виртуальной и дополненной реальности, которые сопровождают каждую выставку.

Когда вы решили, что должны создать музей и показать там коллекцию? Это было спонтанное решение, что-то вас подтолкнуло, или это результат долгих размышлений и планомерной работы?

Музей — это логичное продолжение работы над коллекцией, реализация ее потенциала — научного, образовательного. Понимание того, что коллекция имеет большое значение, пришло постепенно. Подготовительная работа заняла около пяти лет. Было отреставрировано здание XVII века (музей расположен в палатах Зиновьевых — Юсуповых в Большом Афанасьевском переулке в Москве. — TANR), все продумано до мельчайших деталей.

Я считаю неправильным, если коллекция лежит где-то в хранилищах и не доступна ни ученым, ни обществу. Очень жаль, что многие собрания рассеиваются, распродаются наследниками, не доходят даже до этапа публикации, не говоря уже об организации доступа к ним. Я не хотел, чтобы мою коллекцию постигла такая же участь. Все-таки миссия коллекционера — не только собрать, но и сохранить, рассказать о том, почему это интересно.

Провенанс в нумизматике так же важен, как и в живописи; я стараюсь обращать внимание и на индивидуальную историю монеты. Если раньше она была частью публичного собрания, то почему сейчас должна быть недоступна? Отдельной работой стало возвращение распроданных в свое время предметов из дореволюционных коллекций и дублетов русских музеев.

Вся ваша коллекция хранится в музее? Как вы с ней взаимодействуете?

Я регулярно посещаю музей. Работаю с коллекцией, осматриваю новые поступления, принимаю решения о приобретении тех или иных монет. Иногда решение приходится принимать дистанционно, и тогда я связываюсь со специалистами музея.

Почти все монеты задействованы на выставках, периодически экспозиция обновляется: что-то убирается, что-то выкладывается на обозрение.

В одном месте монеты не хранятся, и у меня почти всегда в доступе есть какая-то часть коллекции.

Ваш музей сотрудничает со многими государственными музеями. Опыт какого сотрудничества был самым ценным?

Обмен информацией и опытом очень важен в любом деле, и нумизматика не исключение. Даже приобретая монеты в свою коллекцию, я стараюсь подбирать те, которых ранее не было в России и которые могут быть востребованы отечественной наукой.

Одна из главных целей музея и нумизматического клуба — наладить взаимодействие между государственными и частными коллекциями. Специалисты музея развивают это межмузейное сотрудничество, поддерживают научные публикации и исследования, в которых участвуют монеты из моей коллекции.

Не секрет, что музеи нередко конкурируют между собой, ревниво относятся к своим коллекциям. И поэтому особенно ценным для меня стал опыт работы над выставкой «Августейший нумизмат». В рамках этого проекта крупнейшие музеи страны объединили усилия, чтобы отдать должное великому князю Георгию Михайловичу (1863–1919, сын великого князя Михаила Николаевича, внук Николая I. — TANR), создателю основного каталога по русским монетам, который до сих пор не потерял актуальности. Специалисты из разных музеев работали как одна команда, проводили исследования, искали разрозненные монеты из коллекции великого князя. Более того, Смитсоновский институт оцифровал уникальную коллекцию русских монет — около 10 тыс. экземпляров. Благодаря реализации проекта «Августейший нумизмат» возник дух особого нумизматического братства.

Как античные монеты и серебряные немецкие талеры связаны с русскими монетами? Почему вы решили расширять собрание в этих двух направлениях? Есть ли еще какие-то важные ответвления основного собрания?

Когда речь заходит о музее, то постоянно в экспозиции нужны какие-то параллели, ассоциации, связи, поэтому таких ответвлений довольно много.

Российская история не существует отдельно от мировой. Особенно это касается денег, которые всегда были инструментом международной торговли. Талеры на протяжении столетий служили основным источником серебра на Руси. Например, в XVII веке на европейскую монету ставили специальное клеймо, и она становилась уже русской. И таких параллелей немало.

Россия никогда не была изолированной. Например, в основе древнерусской чеканки лежат византийские монеты — одно из важных ответвлений моей коллекции.

Античная нумизматика — это классическое коллекционирование. Можно сказать, что нумизматика стала наукой и страстью коллекционеров именно благодаря чеканке древних греков и римлян. Если мы сравним древнеримскую монету с любой современной, то увидим не так уж много различий, причем не только по внешним признакам: наличию изображения, надписи, но и по содержанию, смыслу, сюжету. Античная нумизматика — это интернациональное направление. Античные монеты собирают в Америке, Европе и даже в Китае. Я стараюсь, чтобы Россия на их фоне выглядела конкурентно.

Самые старые монеты в коллекции — древнегреческие. Это первые монеты, которые начали чеканить в Европе. У них очень богатая география — от Испании до Причерноморья. В этом ответвлении монеты очень разнообразны, каждая греческая колония чеканила свою монету. У меня есть очень редкие древнегреческие монеты.

Есть в коллекции и восточные монеты, арабские, среднеазиатские. Например, монеты Кушанского царства — интересной культуры, которая сочетала греческие, индийские и персидские черты.

Сейчас в музее готовится большая выставка монет Древнего Рима. О событиях того времени будет рассказано при помощи монет и современных технологий. На выставке будут представлены монеты, которые больше нигде в России нельзя будет увидеть. Редчайшие экземпляры.

Что было первым — нумизматический клуб или музей? Как они взаимодействуют? Кем надо быть, чтобы попасть в нумизматический клуб, по каким критериям выбирают его членов?

Сначала родилась идея клуба, потом как развитие появился проект музея. Главным критерием для членства в клубе является увлеченность нумизматикой, наличие значимой коллекции. Сейчас клуб объединяет ряд крупных коллекционеров. Цель деятельности клуба — популяризация и развитие нумизматики в России, поддержка исследований, публикация литературы. Музей — это прежде всего выставочная площадка и место встреч для членов клуба. В нем проводятся все мероприятия: встречи с известными специалистами, лекции, заседания, конференции. Есть и неформальная часть работы клуба: мы собираемся, смотрим и обсуждаем монеты из собственных коллекций.

О чем вы мечтаете? Чего вам не хватает?

Есть конкретные монеты, которые хотелось бы поместить в коллекцию, но если я их назову, то они, очевидно, сильно подорожают.

Конечно, хочется собрать максимально полную коллекцию монет, которая служила бы на пользу будущим поколениям нумизматов и вдохновляла бы их на собственные поиски и открытия. Хорошо, если общество осознает потенциал нумизматики в отношении воспитания интереса к изучению истории и увлечение старинными монетами станет массовым явлением. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+