18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Берлинцы защитили «Мышиный бункер»

№88
Материал из газеты

Некоторые здания Западного Берлина периода холодной войны воспринимаются теперь как символы эпохи, и активисты всячески противостоят планам по сносу памятников такого рода

Группа горожан, включая арт-дилера Иоганна Кенига и архитектора Арно Брандлхубера, провела успешную — по крайней мере на данном этапе — кампанию по спасению двух бруталистских объектов на юго-западе Берлина, которые планировала снести университетская клиника «Шарите».

В одном из зданий, получившем прозвище «Мышиный бункер» (Mäusebunker), ранее располагался Институт экспериментальной медицины. В его лабораториях ученые на протяжении ряда лет проводили эксперименты на животных. Узкие прорези окон и торчащие из стен вентиляционные трубы, напоминающие стволы пушек, придают сооружению некоторое сходство с военным кораблем. Оно было построено в 1981 году по проекту Герда и Магдалены Хенска. Подземный тоннель соединяет его с другим бетонным зданием, построенным в 1974 году и также оказавшимся под угрозой сноса.

«Шарите» обратилась в сенат Берлина за разрешением на снос обоих зданий; на их месте планировалось возвести современный кампус. Но в начале 2020 года была опубликована петиция с призывом сохранить «Мышиный бункер», собравшая тысячи подписей. Под давлением кампании «Шарите» объявила, что пересмотрит планы. «Мы ищем решение совместными усилиями, — говорит Кристоф Раухут, возглавляющий Управление памятников земли Берлин. — Это очень своеобразное в архитектурном отношении здание. Убежден, что мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить его, поскольку оно обладает уникальной культурной ценностью».

Обе постройки можно назвать образцами брутализма — архитектурного стиля, зародившегося в Великобритании в 1950-е годы. Долгое время бруталистские памятники считались безобразными и не заслуживающими внимания, но в последнее время все чаще возникают инициативы по их реставрации, в том числе кампания SOS Brutalism, запущенная в 2015 году одним из кураторов Музея немецкой архитектуры.

Пока остается открытым вопрос о том, как использовать «Мышиный бункер» в будущем. Кениг и Брандл­хубер, большие поклонники бруталистского стиля, предложили переоборудовать его в центр искусств, который поможет обеспечить берлинских художников дефицитными студиями. «Искусство, культура и музыка достаточно гибки и смогут адаптироваться к этому пространству», — уверен Кениг.

Правда, под художественные нужды «Мышиный бункер» приспособить будет непросто, в первую очередь из-за недостатка естественного освещения. Кроме того, по словам Раухута, не исключено, что в его стенах содержится асбест. «Практически все строения 1970-х и 1980-х годов содержат ядовитые материалы. Но это не приговор. Нужно провести тщательное обследование здания и оценить стоимость устранения вредных веществ», — считает он. Раухут рад появлению петиции и общественной дискуссии; по его словам, это свидетельствует о том, что молодые берлинцы стали больше интересоваться городской средой. «Еще десять лет назад этого бы не произошло», — говорит он.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+