Ювелирные изделия с выставки «Фаберже — ювелир императорского двора» в Государственном Эрмитаже, предоставленные основанным Александром Ивановым частным Музеем Фаберже в Баден-Бадене, пройдут дополнительную экспертизу из-за активной дискуссии в общественном пространстве об их аутентичности.
Директор музея Михаил Пиотровский рассказал об этом во время онлайн-конференции о работе лаборатории научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа, состоявшейся 17 февраля. Изделия исследуют в этой лаборатории, чтобы специалисты смогли доподлинно изучить историю их создания. Будут изучены не только сами предметы, но и сопроводительные документы.
«Всякая „новая вещь“, появляющаяся особенно сейчас, когда есть и спрос, и предложение, всегда вызывает вопросы. Есть три способа ответа на вопрос: документы, технологии и искусствоведческий анализ в контексте. Эрмитаж — это тот контекст, в котором помещенные вещи начинают быть видны лучше и понятнее рядом с эрмитажными вещами, в эрмитажных залах. Можно смотреть и рассуждать, соответствуют или нет», — отметил Пиотровский. По его словам, таким образом «Эрмитаж продолжает серию событий, составляющих музейное исследование дома Фаберже как историко-культурного явления. Оно идет сейчас под тремя хештегами: #музей не магазин, #выставка — не предпродажная презентация и #музейная наука».
Результаты запланированных научных исследований будут опубликованы. Кроме того, в начале марта Государственный Эрмитаж организует конференцию по ювелирному искусству, где целый день посвятят Фаберже. Выставка «Фаберже — ювелир императорского двора» открылась Гербовом зале Эрмитажа 25 ноября 2020 года и должна продлиться до 14 марта. Специализирующийся на Фаберже лондонский коллекционер Андрей Ружников опубликовал открытое письмо, в котором высказал сомнение относительно подлинности выставленных императорских яиц, затем опубликовал следующее исследование, уже относительно тиар.