18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Фернан Кнопфф и сгустки пустоты

№88
Материал из газеты

Художник Фернан Кнопфф в книге Мишеля Драге помещен в культурный контекст Европы своего времени, включая его отношения с бельгийским Обществом XX, а также с Эдвардом Бёрн-Джонсом, Густавом Климтом, Джеймсом Уистлером и Джеймсом Энсором

Автор этой книги — Мишель Драге, который был одним из кураторов выставки 2019 года в парижском Пти-пале, посвященной бельгийскому символисту Фернану Кнопффу (1858–1921). Основательный и прекрасно оформленный том охватывает все грани творчества художника: портреты, пейзажи, воображаемые композиции, произведения графики и скульптуры. Кнопфф помещен в культурный контекст Европы своего времени, включая его отношения с бельгийским Обществом XX, а также с Эдвардом Бёрн-Джонсом, Густавом Климтом, Джеймсом Уистлером и Джеймсом Энсором. Рассмотрены его воззрения и на фотографию, и на литературу — особенно в связи с произведениями Стефана Малларме и Эмиля Верхарна.

Фернан Кнопфф чрезвычайно серьезно относился к себе и к тому, что его окружало. В частности, свой дом в Брюсселе (строительство было закончено к 1902 году) он воспринимал как особое произведение искусства, как автопортрет и одновременно как фантастический замок. К сожалению, дом был разрушен в 1939-м, и книга начинается с реконструкции его интерьеров и тех впечатлений, которые могли бы вынести посетители мастерской Кнопффа с золоченым кругом на полу, куда художник помещал свой мольберт в соответствии c астрологическим расположением планет.

Фернан Кнопфф создавал искусство самоуглубленное, интроспективное. Реальность он допускал к себе выборочно, сквозь фильтры. Детство художника прошло в Брюгге; оно было важным мотивом в его творчестве, но запечатлелось в сознании монохромным, подобно пустому городу в романе Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге». Когда в 1902 году Кнопфф вновь приехал в Брюгге, он ездил по улицам в коляске с задернутыми шторами, а на глазах его были темные очки, чтобы лишний раз не ворошить память.

Фантастические пейзажи, написанные им у родительского дома в Фоссете в Арденнах, неизменно охвачены туманом или дождем. Фигуры людей у Кнопффа восхитительны, но чрезвычайно нагружены символизмом, который не поддается простому, линейному толкованию. Как понять, например, картину «Воспоминания» («Лаун-теннис») 1889 года, где представлено семь персонажей — и все они изображают сестру художника Маргерит в разных костюмах и позах? Автор книги отмечает, что фигуры у Кнопффа обычно выглядят застывшими, обособленными, будто пребывают в ожидании или тоске. На картинах 1891 года «Кто освободит меня?» и «Я закрываю за собой дверь» молодые рыжеволосые женщины, погруженные в свои грезы, смотрят на зрителя как загипнотизированные.

Написанная по итогам десятилетнего исследования, эта работа представляет собой последнее слово в изучении и трактовке творчества художника. Если и попадаются в тексте ошибки, то это лишь случайные недочеты смутной фразеологии — возможно, просто бессознательное эхо загадочных полотен. Но подчас автор со своей поэтической проницательностью попадает в самую точку. В его замечании о том, что Кнопфф «придает пустоте психологическую плотность», похоже, сказано все об этом художнике.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+