18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Приют на семи ветрах

№88
Материал из газеты

Крупнейшую в Европе деревянную постройку, стоящую на острове Бююкада в Мраморном море, еще можно спасти, но сил Константинопольского патриархата для этого недостаточно

Защитники наследия, художники и духовный центр греческой православной диаспоры объединили усилия, чтобы спасти от разрушения деревянное здание приюта Принкипо. Возведенное 122 года назад на крупнейшем из Принцевых островов, недалеко от Стамбула, это строение стояло заброшенным в течение нескольких последних десятилетий.

Восстановление может начаться уже в 2022 году, в том числе благодаря тому, что ассоциация Europa Nostra внесла здание в свой список объектов культурного наследия, находящихся в наибольшей опасности. Координатор реставрационного проекта Лаки Вингас, представляющий Константинопольскую православную церковь, в собственности которой сейчас находится здание, говорит, что именно признание со стороны Europa Nostra дало толчок местной инициативе по спасению памятника. 

«История приюта трагична, — говорит Вингас, — но это часть исторического наследия Стамбула, и наше сообщество обязано беречь его. Мы не имеем права потерять это здание и найдем способ его сохранить». И все же уверенности в том, что этому памятнику уготовано благополучное дальнейшее существование, пока нет. Согласно отчету Europa Nostra, реставрация может стоить более €40 млн, и Вингас признается, что судьба проекта зависит от успеха местных и зарубежных фандрайзинговых кампаний в 2021 году.

Площадь приюта Принкипо составляет более 15 тыс. кв. м. Огромное деревянное здание на вершине холма на острове Бююкада было построено по проекту франко-османского архитектора Александра Валлори, имя которого связано с целым рядом модернистских построек Стамбула. Предполагалось, что здесь откроется элитная гостиница на 206 номеров для путешественников, прибывающих в город на знаменитом «Восточном экспрессе». Однако отель так и не получил разрешение на работу, и в 1903 году постройку приобрела греческая православная община, устроившая здесь приют. Через него прошли тысячи детей, пока в 1964 году власти не конфисковали здание на фоне обострения отношений между Турцией и Грецией. В 2010 году Европейский суд по правам человека постановил, что правительство Турции должно вернуть приют Константинопольской церкви.

Сегодня заброшенное и обветшавшее строение больше напоминает дом с привидениями. Крыша частично обвалилась, целые участки фасада деформировались, дождевая вода затопила полы. Сотрудники Europa Nostra предупреждают, что здание может полностью обрушиться, если не обнести его лесами и не укрепить поддерживающими конструкциями.

Патриархат хочет открыть в бывшем приюте центр по изучению окружающей среды. Но численность его паствы в Турции сильно сократилась, и ему не хватает ни средств, ни административных ресурсов для того, чтобы самостоятельно осуществить этот проект. Тем временем состояние здания продолжает ухудшаться. Минувшей осенью власти Стамбула оказали помощь, проведя его цифровое обследование при помощи дронов и лазерного сканирования.

В 2018 году художница греко-армянского происхождения Гера Бююкташян выступила в роли куратора выставки в бывшей греческой школе, объединив артефакты и устные свидетельства о приюте со своими собственными site-specific-инсталляциями, видео Али Казмы, фотографиями Мурата Гермена и саунд-дизайном Дилек Винчестер.

Результаты работы Бююкташян в архивах Турции и Греции должны быть опубликованы в книге. Художница надеется, что это издание послужит отправной точкой для дальнейших исследований. «Выставка стала своеобразным введением в историю места, о котором многие посетители до этого не имели ни малейшего представления, — говорит она, — как и о бедах, которые пришлось пережить меньшинствам».  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+