По новым нормам Европейского союза, которые вступят в силу в сентябре, прекращается продажа световых приборов, не соответствующих обновленным стандартам энергоэффективности и безопасности. Большинство галогенных и старых люминесцентных ламп, висящих в офисах, будут постепенно заменять новыми. Коснутся ли эти правила произведений искусства? Многие художники — от Дэна Флавина и Брюса Наумана до Трейси Эмин и Олафура Элиассона — активно используют в своих работах свет — как флуоресцентные лампы, так и неоновые трубки, содержащие ртуть.
Ассоциация дизайнеров по свету создала комиссию, которая сейчас занимается обсуждением вопросов освещения в контексте индустрии развлечений и новых правил ЕС. Входящий в нее художник по свету Роб Хэллидей, сотрудничавший с Элиассоном, рассказывает: «Я подозреваю, что в новых регламентах нет пунктов, конкретно запрещающих использование неона. Вопрос лишь в том, может ли неоновый арт попасть под запрет случайно, по умолчанию. Также не ясно, касаются ли новые правила произведений, изготовленных на заказ или вручную (например, как неоновые работы Трейси Эмин). В Великобритании, похоже, только сейчас осознали, что, поскольку правила не вступят в силу на момент Brexit, они не станут частью законодательства страны».
Керри Райан, основатель компании Neon Specialists, которая производит нестандартные неоновые светильники для широкого круга художников, уверен, что беспокоиться не о чем. «Гарантирую на 100%, что неон никогда не окажется под запретом», — заявил он нам по пути в Лас-Вегас, где собирался посетить то, что назвал «кладбищем использованных неоновых ламп и вывесок». По мнению Райана, в неоновых светильниках используется незначительное количество ртути — ее, например, гораздо меньше, чем в наших телефонах. Он уверен, что неон, который используется для освещения уже 110 лет, во многих отношениях безопасен.