«Реконструированное пространство вновь обретет открытость, прозрачность и доступность в духе оригинального архитектурного замысла Алексея Щусева и непременных требований, предъявляемых к современным культурным институциям», — заявляет комиссар павильона России на Венецианской биеннале Тереза Мавика. Нынешний проект реконструкции разработан молодым российско-японским бюро KASA (Александра Ковалева и Кей Сато) при участии венецианского архитектурного бюро MAP, инженерно-проектной компании TTE (Tecnobrevetti Team Engineering) и студии 2050+. Проект победил в открытом конкурсе, придуманном куратором, архитектором Ипполито Пестеллини Лапарелли. Предполагалось, что выставку в павильоне на Архитектурной биеннале 2020 года составят работы молодых конкурсантов, но из-за пандемии биеннале была перенесена на год. За это время концепция слегка изменилась — теперь зрители имеют шанс увидеть проект не на бумаге, а уже во плоти.
Построенное в 1914 году по проекту Алексея Щусева здание позднее многократно перестраивалось и перекраивалось. Авторы современного проекта мечтают восстановить первоначальный замысел постройки, открытой окружающему пейзажу. Будет, например, действовать вход в павильон через террасу со стороны лагуны, долгое время недоступный для публики. Как сообщает пресс-релиз, «появляется возможность временно убирать перекрытия и создавать двухсветное пространство, увеличивая количество естественного освещения». И самое заметное — павильон будет перекрашен в зеленый цвет, как было при Щусеве. Как ранее сообщала нашей газете соосновательница Smart Art Анастасия Карнеева, финансирование реконструкции арендованного компанией павильона России взял на себя глава «Новатэк», основатель фонда V–A–C Леонид Михельсон.
Это будет далеко не первая реконструкция щусевского здания в венецианских садах Джардини. Мы решили вспомнить, как павильон России менял облик за время своего существования.
Здание, которое мы сейчас знаем как павильон России на Венецианской биеннале, сначала называлось Императорским домом искусств. Его лично открыла великая княгиня Мария Павловна. Биеннале была тогда не так космически популярна, как сейчас, и участок в публичных садах Венеции в 403 кв. м достался России практически даром— за 10 лир годовой аренды. Слава молодого Алексея Щусева была еще впереди: к тому моменту за его спиной был только один выигранный конкурс — на Казанский вокзал в Москве. В Венеции он построил сказочный теремок с двуглавым орлом на стеклянной крыше и сибаритской террасой, смотрящей на лагуну. Первое, что сделали большевики, когда в 1920-х Россия стала опять участвовать в биеннале, это убрали орла с крыши. Впоследствии исчезли картуши с некоторых окон, были заложены двери и окна, изменено внутреннее пространство, чтобы показывать сперва революционное искусство, а потом лучшие образцы соцреализма.
Постсоветскому государству было не до павильона, и эту разруху обыграл Илья Кабаков в инсталляции «Красный павильон». Фанерный домик — «двойник» щусевской постройки, украшенный красными звездами и советским гербом, был сооружен на лужайке за историческим павильоном, и зрители попадали в инсталляцию через сам павильон, находившийся в плачевном состоянии. Это, конечно, была метафора и состояния всей страны, переживавшей переходный период.
Практически все 1990-е здание чинили и поддерживали в пристойном виде на деньги меценатов, одним из которых был итальянский коллекционер и друг русских художников Альберто Сандретти (1933–2019). Он же традиционно устраивал в дни открытия биеннале русские вечеринки в саду своего венецианского дома.
Первый серьезный ремонт здания был проведен, когда комиссаром павильона на два срока был назначен Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства, а куратором стала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. Им удалось привлечь серьезных доноров не только для выставок, но и на реконструкцию. В этом участвовал фонд «Русский авангард» Сергея Гордеева и «Альфа-банк», который с легкой руки Петра Авена выделил $1 млн на реставрацию. Были сделаны новая стеклянная крыша, вентиляция и косметический ремонт. Во время реставрации обнаружили законсервированные коридоры. Руководивший работами итальянский архитектор Клементе ди Тьене планировал и следующий этап: соединить первый и второй этажи лифтом, создать офисы, душ, туалет. Но это было отложено до лучших времен. Зато президент Российской академии художеств Зураб Церетели подарил павильону копию бронзового двуглавого орла, который и был опять установлен на крыше.
Комиссар павильона Стелла Кесаева, основательница Stella Art Foundation, для инсталляции Вадима Захарова «Даная» провела еще одну реконструкцию, как раз к 100-летию павильона. Между верхним и нижним этажами был сделан проем, чтобы в него сверху, как будто с неба, свободно падал золотой дождь из специально отчеканенных монет Danae. В цокольном этаже зрительницам (туда по замыслу художника пускали только женщин) выдавали прозрачные зонтики, чтобы деньги не ударили им в голову.
Еще одна трансформация павильона эпохи комиссарства Стеллы Кесаевой была совершена ради исполнения художественной идеи Ирины Наховой, ставшей первой женщиной с сольной выставкой за всю историю павильона. Художница решила вернуть зданию щусевский цвет, тем самым восстановив историческую справедливость. Вместо привычных желтых стен зрители увидели изумрудно-зеленый дворец. Но воплощение этой идеи оказалось весьма сложным: венецианское законодательство по охране памятников строгое и не разрешает что-либо менять — пришлось поверх настоящих стен сооружать короб из фальшстен, которые и были выкрашены в зеленый.
Как эти проблемы будут решены на сей раз, увидим в Венеции в мае.
XVII Архитектурная биеннале в Венеции
Как мы будем жить вместе?
22 мая — 21 ноября