Летом открылась новая экспозиция русских авангардистов.
Теперь постоянная экспозиция Александра Родченко и Варвары Степановой в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина занимает три музейных зала. Она пополнилась дарами семьи художников и работами, прежде хранившимися в запасниках.
Часть наследия Родченко — Степановой была передана в дар музею в 1992 году Варварой Александровной Родченко и Александром Николаевичем Лаврентьевым, а часть поступила из семьи совсем недавно.
Один из залов отведен позднему творчеству Родченко, который увлекался в 1930–1940-е годы темами спорта и цирка. В них сложно узнать былого Родченко-живописца: конструктивизм остался в прошлом, Родченко вернулся к экспрессионизму. Тема цирка, его волшебство и свобода, привлекала Родченко всегда. Едва купив свою первую камеру Leica, он отправился снимать в цирк, хотя главная его фотографическая серия на эту тему сложилась только в 1940 году. Однако в холстах конца 1930-х, возможно помимо воли автора, чувствуется не только восхищение особым миром арены. В картинах Акробатка на проволоке; Перед выходом и Романс. Клоун с собакой присутствует ощущение тревоги и царит довольно зловещая атмосфера. Несколько графических зарисовок тушью посвящены футболу. Родченко привлекал момент футбольной стычки, когда фигуры сплетаются в единый ком, из которого торчат руки и ноги спортсменов. В единственной картине маслом на эту тему тела футболистов слились в бурое месиво — образ, который оставляет тяжелое впечатление. Также в музее теперь можно увидеть картину Родченко Пространственная конструкция № 5 (1918/1974), реконструированную в 1990 году, которая вернулась в музей после выставки в Японии.
Собрание работ Варвары Степановой пополнилось графикой 1920-х годов. В нескольких эскизах мужских и женских фигур проявляется конструктивно-геометрический подход к изображению человека. Новые предметы, безусловно, усилили экспозицию, которую сам музей называет «крупнейшей коллекцией в мире». Жаль лишь, что в ней нет фотографий Родченко, демонстрирующих его всемирно известное амплуа. Ими, скорее всего, можно будет полюбоваться на открывающейся в конце ноября выставке В гостях у Родченко и Степановой. К 120-летию со дня рождения, где будут представлены не только произведения искусства, но и личные вещи, фотографии и многое другое.