18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Произведения Родченко и Степановой с размахом расселились в Музее личных коллекций

Летом открылась новая экспозиция русских авангардистов.

Теперь постоянная экспозиция Александра Родченко и Варвары Степановой в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина занимает три музейных зала. Она пополнилась дарами семьи художников и работами, прежде хранившимися в запасниках.

Часть наследия Родченко — Степановой была передана в дар музею в 1992 году Варварой Александровной Родченко и Александром Николаевичем Лаврентьевым, а часть поступила из семьи совсем недавно.

Один из залов отведен позднему творчеству Родченко, который увлекался в 1930–1940-е годы темами спорта и цирка. В них сложно узнать былого Родченко-живописца: конструктивизм остался в прошлом, Родченко вернулся к экспрессионизму. Тема цирка, его волшебство и свобода, привлекала Родченко всегда. Едва купив свою первую камеру Leica, он отправился снимать в цирк, хотя главная его фотографическая серия на эту тему сложилась только в 1940 году. Однако в холстах конца 1930-х, возможно помимо воли автора, чувствуется не только восхищение особым миром арены. В картинах Акробатка на проволоке; Перед выходом и Романс. Клоун с собакой присутствует ощущение тревоги и царит довольно зловещая атмосфера. Несколько графических зарисовок тушью посвящены футболу. Родченко привлекал момент футбольной стычки, когда фигуры сплетаются в единый ком, из которого торчат руки и ноги спортсменов. В единственной картине маслом на эту тему тела футболистов слились в бурое месиво — образ, который оставляет тяжелое впечатление. Также в музее теперь можно увидеть картину Родченко Пространственная конструкция № 5 (1918/1974), реконструированную в 1990 году, которая вернулась в музей после выставки в Японии.

Собрание работ Варвары Степановой пополнилось графикой 1920-х годов. В нескольких эскизах мужских и женских фигур проявляется конструктивно-геометрический подход к изображению человека. Новые предметы, безусловно, усилили экспозицию, которую сам музей называет «крупнейшей коллекцией в мире». Жаль лишь, что в ней нет фотографий Родченко, демонстрирующих его всемирно известное амплуа. Ими, скорее всего, можно будет полюбоваться на открывающейся в конце ноября выставке В гостях у Родченко и Степановой. К 120-летию со дня рождения, где будут представлены не только произведения искусства, но и личные вещи, фотографии и многое другое.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+