18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Искусственный интеллект поразмыслил над «Спасителем мира» Леонардо

№89
Материал из газеты

Эксперты Лувра и независимые специалисты из Массачусетского технологического университета, применившие новые компьютерные технологии, параллельно пришли к выводу, что поднятая в благословляющем жесте рука не входила в изначальную концепцию Леонардо

Что является самым узнаваемым элементом иконографии Salvator Mundi, Христа как Спасителя мира? Правая рука Сына Божьего, поднятая в благословляющем жесте. Левая со сферой на ладони завершает эту иконографию, возникшую в Северной Европе и вошедшую в моду на северо-востоке Италии примерно с 1500 года. Однако два новых исследования загадочной картины Леонардо, которая была продана за $450 млн на торгах Christie’s в Нью-Йорке в 2017 году и теперь принадлежит Саудовской Аравии, позволяют предположить, что изначально на ней были изображены только голова и плечи Христа, а руки были написаны позже.

Одна экспертиза была проведена в Лувре, которому Министерство культуры Саудовской Аравии в 2018 году разрешило сделать детальное обследование картины, другая — программистом Стивеном Франком и историком искусства Андреа Франк; отчет об их исследовании скоро будет опубликован в журнале Leonardo, который выпускает MIT Press, издательство Массачусетского технологического института.

Результаты экспертизы Лувра не были представлены широкой публике: тираж книги 2019 года был отозван, когда новые владельцы «Спасителя мира» отказались одолжить картину музею на выставку к 500-летию со дня смерти Леонардо (музей не имеет права комментировать работы, которые находятся в частной собственности и не выставляются в его залах). Но несколько экземпляров книги все же разошлись по рукам.

До экспертизы Лувра авторитетным источником научной информации был сайт реставратора Дайанн Модестини, работавшей над «Спасителем мира» перед его продажей на Christie’s. В разделе «Последовательность создания картины» она предположила, что голова и благословляющая рука были написаны в одно время. Но кураторы и специалисты из реставрационной мастерской Лувра Венсан Дельевен, Мириам Эвено и Элизабет Раво, по всей видимости, придерживаются другой точки зрения. По их мнению, верхняя часть благословляющей руки написана прямо поверх черного фона, в отличие от остальной части фигуры Христа, и это «доказывает, что Леонардо не планировал изначально такой детали». В экспертизе Лувра 2018 года есть предположение, что картина создавалась медленно и Леонардо, возможно, дописал благословляющую руку через некоторое время. Эту гипотезу можно подтвердить, сравнив «Спасителя мира» с «Моной Лизой» (существует теория о четырех стадиях ее создания). Как бы то ни было, музейные эксперты считают, что эта «существенная» доработка появилась относительно рано, поэтому Леонардо впоследствии нанес еще несколько слоев краски на черный фон вокруг кисти.

В книге, подготовленной Лувром, также уделено внимание левой руке, которая держит прозрачный шар. Искусствоведы опровергли утверждение о том, что сфера сделана из горного хрусталя — хотя именно эта деталь рассматривалась в пользу атрибуции картины Леонардо. По мнению исследователей из Лувра, маленькие круглые точки в нижней части шара — не что иное, как пузырьки воздуха, которые обычно застывают в стекле и которых нет в горном хрустале. Они также отмечают, что пальцы Христа изначально находились выше. 

Примечательно, что на великолепной, недавно отреставрированной картине с тем же образом Спасителя мира из неаполитанского собора Сан-Доменико Ма­джоре (1508–1513), который, по мнению Модестини, мог принадлежать кисти ученика Леонардо — Салаи, Христос тоже держит руку с шаром выше. Видимо, эта картина была написана чуть раньше, чем Леонардо завершил свою. Возможно, была целая серия разных вариантов иконографии Salvator Mundi, созданная одной художественной мастерской, — такую теорию первым выдвинул реставратор и куратор Антонио Форчеллино в каталоге к его выставке «Леонардо в Риме. Влияние и наследие», проходившей в прошлом году на римской вилле Фарнезина.

Между тем, ничего не зная об экспертизе Лувра, Стивен и Андреа Франк провели свое расследование. Ученые обратились к технологии искусственных нейронных сетей (сверточная нейронная сеть, convolutional neural network, CNN), которые не могут анализировать большие изображения. Метод Франка, впервые примененный к произведениям Рембрандта, представляет собой попытку решить эту проблему, сосредоточив CNN на небольших, богатых информацией фрагментах одного крупного изображения. Система, разработанная для произведений искусства, делит изображение на мозаичные сегменты, достаточно малые для обработки сетью. 

В случае Леонардо набор данных включал в себя все подтвержденные картины его авторства (их 20) и сходные изображения, созданные современниками и учениками мастера. Оказалось, что голова, шея и плечи Христа, скорее всего, написаны самим Леонардо, но благословляющая рука выполнена точно не им. Аналогичный вывод относится и к левой руке Спасителя («не Леонардо»).

Сами по себе результаты экспертизы Франков впечатляют — тем более что в их методологии нет сознательной предвзятости, ведь к выводам пришел искусственный интеллект. Это довод в пользу гипотезы Лувра о том, что «Христос Спаситель» (1511) из Пинакотеки Амброзиана в Милане, смелый автопортрет Салаи, любимого ученика Леонардо, на котором изображены только голова и плечи, возможно, наиболее близок к оригинальной композиции маэстро. 

Специалист по Леонардо Франк Цёлльнер выдвинул новую теорию в тезисах к научной конференции, опубликованных в 2020 году. Он предположил, что художник начал писать эту работу по заказу, а потом утратил к ней интерес. Возможно, картину закончил один из учеников или последователей мастера. Все эти новые исследования открывают очередные дебаты вокруг картины. Является ли она прототипом для иконографии Salvator Mundi в Италии? Какова тут роль мастерской Леонардо? И наконец, кем и когда были написаны руки? 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+