Автомобильный концерн BMW давно занял лидирующее положение среди всех мировых брендов по количеству культурных инициатив и уровню вовлеченности в самые разные проекты, никак не связанные с автоиндустрией. Все началось ровно 50 лет назад, в 1971 году, когда для оформления новой штаб-квартиры компании в Мюнхене, здание которой спроектировал австрийский архитектор Карл Шванцер, BMW Group заказала Герхарду Рихтеру три крупных полотна. Инициатором заказа выступил Эберхард фон Куенхайм, в то время председатель правления BMW AG; именно он попросил немецкого художника преобразить пространство его произведениями. С момента открытия знаменитого здания в 1973 году картины Рихтера «Красный», «Желтый» и «Синий» выставлены в вестибюле и считаются символом этого места.
Интеракция с современным художником пришлась по душе руководству компании, подготовив благодатную почву для будущего сотрудничества с представителями мира искусства. Довольно быстро на ней выросли беспрецедентные международные проекты, охватывающие все сферы культуры: музыку, театр, изобразительное искусство, фотографию, кино, архитектуру и дизайн.
Поистине уникальным среди всех можно считать проект BMW Art Car. Начало ему было положено в 1975 году. У истоков создания первого арт-кара стояли основатель BMW Motorsport Йохен Нерпаш и его друг, французский автогонщик Эрве Пулен. Именно они попросили знаменитого скульптора Александра Колдера разработать дизайн гоночного BMW 3.0 CSL, которому предстояло участвовать в легендарных гонках «24 часа Ле-Мана». Колдер не подвел: его яркий автомобиль благодаря внешнему виду мгновенно полюбился публике, — и пробный арт-кар дал старт целой серии, аналогов которой нет ни у одной компании в мире. Сейчас в коллекцию BMW Art Car входят 19 авторских версий различных моделей бренда, оформленных известнейшими художниками нашего времени. В 1977 году — Роем Лихтенштейном, в 1979-м — Энди Уорхолом, в 1995-м — Дэвидом Хокни, в 2016-м — Джоном Балдессари, и это лишь малая часть мастеров, успевших поучаствовать в проекте.
Конечно, за последние полвека культурная деятельность BMW Group вышла далеко за рамки серии BMW Art Car. Еще в 1979 году в содружестве с правительством Мюнхена компания основала Spielmotor München e.V. — одно из старейших в Германии партнерств частной компании и государства. Оно было направлено на развитие города как регионального и международного центра культуры. Со временем программа Spielmotor пополнилась Мюнхенской биеннале (1988), фестивалем экспериментального театра Spielart (1995) и фестивалем современного танца (1998).
Сейчас культурное портфолио BMW Group включает в себя сотрудничество с ведущими мировыми музеями, театрами, художественными ярмарками и избранными деятелями искусства (в их числе, например, народная артистка России, оперная дива Анна Нетребко). Но партнерство для BMW — это не просто спонсорская поддержка, а полноценное участие. В последние 15 лет BMW Group стала частью таких инициатив, как ежегодная премия BMW Welt Jazz Award, которая превратилась в одну из самых престижных в джазовом сообществе; BMW Guggenheim Lab, уникальный архитектурно-социологический проект с Фондом поддержки современного искусства Соломона Гуггенхайма; BMW Тate Live, совместная программа с музеем современного искусства Тейт Модерн, направленная на поддержку новаторского живого искусства и развитие цифрового арт-пространства; и многое другое.
Хотя в области искусства BMW Group может похвастать не только этим. Взять хотя бы партнерство с многочисленными ярмарками. Здесь и Art Basel, и Frieze, и TEFAF, и Paris Photo. В этом созвездии крупнейших событий арт-мира можно выделить сотрудничество с Art Basel — именно вместе с этой ярмаркой был создан уникальный проект BMW Art Journey. Совместная глобальная инициатива была запущена в 2015 году для поддержки начинающих художников и к сегодняшнему дню послужила основой для нескольких впечатляющих арт-исследований, результаты которых традиционно демонстрируют на одной из ярмарок Art Basel.
Поистине особенной для BMW Group стала ежегодная серия бесплатных концертов Opera for All в Берлине, Лондоне, Москве и Мюнхене. Московский концерт обычно проходит на площади перед Большим театром, где под аккомпанемент оркестра из более 200 музыкантов певцы исполняют арии из известных классических произведений.
Еще одна музыкальная инициатива компании — BMW Opera Next, совместный цифровой проект с Немецкой государственной оперой, созданный для привлечения юной публики и развития у нее интереса к оперному искусству.
Это лишь малая толика того, что осуществляет BMW Group в рамках своих культурных инициатив, охватывая весь многогранный мир искусства. Тут и музыкальный фестиваль в Мехико, и индийская Биеннале в Кочине — Музирисе, парижский Центр Жоржа Помпиду и токийский симфонический оркестр NHK. За полвека компания проделала долгий путь от кисти Рихтера до сотен дронов группы Studio Drift в ночном небе над Майами, но, как говорят в BMW, 50 лет — это только начало.
Партнерский материал