Государственная Дума РФ приняла во втором чтении законопроект о поправках в закон «Об образовании». В нем парламентарии хотят зарегулировать любую просветительскую деятельность: выставки, публичные встречи, онлайн-лекции, обучающие курсы, направленные на «распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции». Для этого депутаты предложили наделить федеральные органы государственной власти в сфере образования «полномочием по координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений». Как именно и по какому принципу будут выдавать такие заключения, в документе не уточняется. Предполагается, что новые нормы вступят в силу с 1 июня 2021 года — невзирая на протесты видных представителей науки и образования, а также музейно-художественной среды.
Идея законопроекта, объясняют его инициаторы, в том, чтобы не допустить «реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий». Под последними авторы поправок понимают действия, направленные на дискредитацию государственной политики, подрыв конституционного строя, а также пересмотр истории. Последнее ставит под угрозу все независимые образовательные инициативы, чей взгляд на историю не отражает официальную позицию, например выставки и лекции о советских репрессиях, Великой Отечественной войне.
Против принятия поправок в закон «Об образовании» выступили многие музейные работники. В начале февраля петербургские кураторы Лизавета Матвеева, Анастасия Пронина, Наталья Тихонова и директор Музея стрит-арта Татьяна Пинчук написали открытое письмо президенту Владимиру Путину, председателю Госдумы Вячеславу Володину и председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой отклонить законопроект. По мнению авторов письма, он носит изоляционистский характер, вводит ограничения на просветительскую деятельность и создает предпосылки к цензуре. Обращение подписали свыше тысячи художников, фотографов и галеристов со всей России, в их числе весьма известные имена. Петербургский Музей стрит-арта также призвал отклонить законопроект, опубликовав на своей странице в Instagram петицию, которую поддержали почти 33 тыс. пользователей социальной сети.
Еще одна петиция появилась на сайте Change.org, ее инициировал ученый-астрофизик Сергей Попов. Подписанты опасаются, что принятие документа станет импульсом к вводу других ограничительных мер, которые негативно скажутся на популяризаторской деятельности в нашей стране. «Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т.п.», — говорится в обращении.
В числе подписавших петицию — автор просветительского проекта «Совсем другой город» Ирина Стрельникова. Помимо авторских экскурсий по Москве, она устраивает онлайн-лекции по истории города. Поправки к закону «Об образовании» она называет приговором частным просветительским инициативам в России: получать лицензию на работу захотят не все, не говоря уже о том, что многие «неудобные» власти проекты будут попросту отсеяны регулятором. «Последние несколько лет в России наблюдается всплеск интереса к просветительству. Во время режима самоизоляции онлайн-лекции были единственным доступным досугом — мы видим это по количеству просмотров. Это большая и важная часть жизни сотен тысяч людей. И все попытки ограничить их в возможности узнавать что-то новое выглядят абсурдными», — заключает Стрельникова.
«Это очередной запретительный законопроект, мракобесный и архаичный, который отсылает нас к зрелым советским временам и ставит преграду на пути свободного образования, — добавляет историк, журналист, член Общественной палаты России Николай Сванидзе. — Нельзя образовывать детей только в узких разрешенных рамках, предложенных правительством: шаг вправо, шаг влево — расстрел. Мы так потеряли целый ряд научных направлений, в том числе естественных. В гуманитарных науках это тоже очень опасно». При этом он уверен, что все усилия, направленные на то, чтобы не допустить принятие законопроекта, обречены на провал: решение политическое и, очевидно, получило одобрение на высшем уровне.
Напомним, данная инициатива — не первая попытка зарегулировать просветительскую деятельность. В прошлом году Госдума приняла в двух чтениях нашумевший проект закона о совершенствовании деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Он предполагает, в частности, введение единых норм работы таких специалистов и критериев их оценки. Например, авторы документа предлагают ввести обязательную аттестацию всех экскурсоводов через каждые пять лет. Основанием для допуска к ней станет наличие среднего или высшего профессионального образования в области туристской деятельности либо дополнительного профессионального.