18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дороже золота, прочнее клятв

№89
Материал из газеты

В Лондоне вышел альбом, посвященный истории бриллиантов — от добычи и огранки до торговли и коллекционирования. Роковые страсти этой истории сопутствовали всегда, но и эстетика имела значение

Отечественной аудитории книга «Грани человечества. Бриллианты сквозь века» не в последнюю очередь интересна тем, что ее дизайнером выступил выдающийся художник, живая легенда Михаил Аникст. У него получился полиграфический шедевр. А продюсер издания, глава Всемирного алмазного музея Алекс Попов известен в нашей стране как организатор громких международных выставок «Индия. Драгоценности, покорившие мир» (2014, Музеи Кремля) и «Жемчуг: сокровища морей и рек» (2018, Государственный исторический музей).

Обычно такие исследования пишет один автор и тратит на это лет десять. В данном же случае десять авторов (всего над книгой работало шестнадцать человек) уложились в три года. В фокусе — не столько алмазы, сколько люди.

Все авторы — исследователи мирового уровня. Например, доктор Уша Балакришнан — ведущий знаток драгоценностей Индии, куратор коллекции правителей (низамов) княжества Хайдерабад, где находились алмазные копи Голконды. Для нынешнего издания Уша Балакришнан написала о сенсации антикварной ярмарки TEFAF 2019 года, когда буквально из небытия всплыл «Малый Кохинур», или бриллиант «Низам», безупречный 120-каратный камень, вмонтированный в ожерелье в стиле Великих Моголов с колумбийскими изумрудами и рубинами. Его представила нью-йоркская галерея Siegelson. Последние 100 лет никто не знал, где и у кого камень находится.

Еще одно эссе (его автор Стефано Папи когда-то работал в Christie’s и Sotheby’s) посвящено драгоценностям русских царей. Знаточеский текст дополнили редчайшими фотографиями. Глава российского Гохрана Андрей Юрин позволил сфотографировать несколько драгоценностей из Алмазного фонда и предоставил часть иллюстраций.

Нидерландский ученый-отшельник Рене Брюс примерно 6 месяцев в году проводит в Малайзии, где изучает ювелирные сокровища местных монархов (а в этой федеральной стране 13 независимых правителей). Для книги он предоставил уникальный материал о ювелирных традициях Юго-Восточной Азии.

Диане Скарисбрик из Лондона 92 года, она автор десятков книг по ювелирному искусству. На сей раз Скарисбрик поведала об английских маркизах Лондондерри, чьи жены во временном промежутке между 1819 и 1959 годами (это пять поколений!) были страстными поклонницами ювелирных украшений. Один из маркизов Лондондерри был британским наместником в Бомбее и имел широкий доступ к камням. А леди Фрэнсис Энн Вейн (1800–1865), маркиза Лондондерри, прабабушка Уинстона Черчилля, по легенде, вскружила голову русскому императору Александру I, и он подарил ей среди прочего 14 редких аметистов, выставленных сегодня в Музее Виктории и Альберта.

О том, как драгоценности становились частью французских королевских регалий, написал профессор Сорбонны Франсуа Фарж. Он рассказал в том числе о легендарном охотнике за бриллиантами Жан-Батисте Тавернье (1605–1689), который четырежды посещал Индию и доставил Людовику XIV знаменитый «Французский голубой бриллиант» (French Blue). За свои заслуги Тавернье получил дворянство, титул барона он купил сам. Неутомимый путешественник, он отправился в очередной вояж в возрасте за 80, по дороге заболел, умер и похоронен где-то в Москве!

Наконец, глава о XX веке. Рут Пелтасон посвятила ее женщинам, превратившим бриллианты в то, чем они сегодня являются, — в символ women power. Герцогиня Виндзорская, Марджори Мерриуэзер Пост, Барбара Хаттон, Элизабет Тейлор не только покупали драгоценности, но и влияли на развитие ювелирного дизайна.

Книга, безусловно, являет собой пример глорификации темы. Но создатели не пошли по пути бесконфликтного изложения материала, чем страдают альбомы, проспонсированные ювелирными брендами. Разговор о драгоценностях — это почти всегда истории про непомерное тщеславие и огромные риски, но тем они и интересны. Бриллианты — концентрированные сущности власти и денег. А еще это ювелирное искусство.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+