18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Дороже золота, прочнее клятв

№89
Материал из газеты

В Лондоне вышел альбом, посвященный истории бриллиантов — от добычи и огранки до торговли и коллекционирования. Роковые страсти этой истории сопутствовали всегда, но и эстетика имела значение

Отечественной аудитории книга «Грани человечества. Бриллианты сквозь века» не в последнюю очередь интересна тем, что ее дизайнером выступил выдающийся художник, живая легенда Михаил Аникст. У него получился полиграфический шедевр. А продюсер издания, глава Всемирного алмазного музея Алекс Попов известен в нашей стране как организатор громких международных выставок «Индия. Драгоценности, покорившие мир» (2014, Музеи Кремля) и «Жемчуг: сокровища морей и рек» (2018, Государственный исторический музей).

Обычно такие исследования пишет один автор и тратит на это лет десять. В данном же случае десять авторов (всего над книгой работало шестнадцать человек) уложились в три года. В фокусе — не столько алмазы, сколько люди.

Все авторы — исследователи мирового уровня. Например, доктор Уша Балакришнан — ведущий знаток драгоценностей Индии, куратор коллекции правителей (низамов) княжества Хайдерабад, где находились алмазные копи Голконды. Для нынешнего издания Уша Балакришнан написала о сенсации антикварной ярмарки TEFAF 2019 года, когда буквально из небытия всплыл «Малый Кохинур», или бриллиант «Низам», безупречный 120-каратный камень, вмонтированный в ожерелье в стиле Великих Моголов с колумбийскими изумрудами и рубинами. Его представила нью-йоркская галерея Siegelson. Последние 100 лет никто не знал, где и у кого камень находится.

Еще одно эссе (его автор Стефано Папи когда-то работал в Christie’s и Sotheby’s) посвящено драгоценностям русских царей. Знаточеский текст дополнили редчайшими фотографиями. Глава российского Гохрана Андрей Юрин позволил сфотографировать несколько драгоценностей из Алмазного фонда и предоставил часть иллюстраций.

Нидерландский ученый-отшельник Рене Брюс примерно 6 месяцев в году проводит в Малайзии, где изучает ювелирные сокровища местных монархов (а в этой федеральной стране 13 независимых правителей). Для книги он предоставил уникальный материал о ювелирных традициях Юго-Восточной Азии.

Диане Скарисбрик из Лондона 92 года, она автор десятков книг по ювелирному искусству. На сей раз Скарисбрик поведала об английских маркизах Лондондерри, чьи жены во временном промежутке между 1819 и 1959 годами (это пять поколений!) были страстными поклонницами ювелирных украшений. Один из маркизов Лондондерри был британским наместником в Бомбее и имел широкий доступ к камням. А леди Фрэнсис Энн Вейн (1800–1865), маркиза Лондондерри, прабабушка Уинстона Черчилля, по легенде, вскружила голову русскому императору Александру I, и он подарил ей среди прочего 14 редких аметистов, выставленных сегодня в Музее Виктории и Альберта.

О том, как драгоценности становились частью французских королевских регалий, написал профессор Сорбонны Франсуа Фарж. Он рассказал в том числе о легендарном охотнике за бриллиантами Жан-Батисте Тавернье (1605–1689), который четырежды посещал Индию и доставил Людовику XIV знаменитый «Французский голубой бриллиант» (French Blue). За свои заслуги Тавернье получил дворянство, титул барона он купил сам. Неутомимый путешественник, он отправился в очередной вояж в возрасте за 80, по дороге заболел, умер и похоронен где-то в Москве!

Наконец, глава о XX веке. Рут Пелтасон посвятила ее женщинам, превратившим бриллианты в то, чем они сегодня являются, — в символ women power. Герцогиня Виндзорская, Марджори Мерриуэзер Пост, Барбара Хаттон, Элизабет Тейлор не только покупали драгоценности, но и влияли на развитие ювелирного дизайна.

Книга, безусловно, являет собой пример глорификации темы. Но создатели не пошли по пути бесконфликтного изложения материала, чем страдают альбомы, проспонсированные ювелирными брендами. Разговор о драгоценностях — это почти всегда истории про непомерное тщеславие и огромные риски, но тем они и интересны. Бриллианты — концентрированные сущности власти и денег. А еще это ювелирное искусство.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+