18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Памятник Стефану Немане: украшение города или урбанистическая ошибка?

№89
Материал из газеты

Монумент работы российского скульптора Александра Рукавишникова в Белграде поссорил не только сербскую общественность, но и уважаемых режиссеров Эмира Кустурицу и Горана Марковича

В Белграде открыли памятник правителю средневекового сербского государства Стефану Немане, который в XII веке боролся за независимость от Византии, в 80 лет отрекся от престола в пользу своего сына, ушел в монастырь и после смерти был канонизирован Сербской православной церковью. Автор памятника — российский скульптор Александр Рукавишников, известный монументами Александру II около храма Христа Спасителя и Достоевскому у РГБ в Москве. Бронзовая скульптура весом 70 т и высотой 23 м, по оценкам экспертов, стоила около $11 млн.

Фигура Стефана Немани стоит на постаменте в виде разбитого византийского шлема. В правой руке у него меч (вначале это был крест, однако, по слухам, из-за того, что памятник установлен рядом с элитным микрорайоном «Белград на воде», построенным на деньги арабских шейхов, от него отказались), а в левой — свиток Хиландарской грамоты, как ее называют историки, «средневековой декларации независимости Сербии». Скульптор рассказал, что его вдохновляли сербские фрески и монастыри. В церемонии открытия, состоявшейся в конце января, принял участие президент Сербии Александр Вучич, назвавший автора памятника, по информации ТАСС, «одним из величайших скульпторов современности». Однако сербское общество раскололось на сторонников и противников монумента.

Критики считают, что скульптура несовместима с традиционным сербским архитектурным стилем. Из-за зловещего вида  персонажа, а также золоченого основания (по замыслу это верхняя часть жезла святого Саввы), напоминающего яйцо, памятник прозвали «Саруман на Kinder-сюрпризе». Негативно о нем отозвалось и Общество сербских реставраторов искусства. Оно заявило, что скульптура является «идеологическим продуктом деспотизма». В дискуссию вокруг монумента оказались вовлечены и уважаемые сербские кинорежиссеры — Эмир Кустурица и Горан Маркович. Об их споре рассказывает сербский портал Telegraf.

Маркович написал Кустурице, входившему в жюри конкурса на проект памятника, открытое письмо, в котором обвинил его в потакании «безвкусице» и урбанистической ошибке, способной изуродовать город. «Я уверен, что тебе не нравится то, что вы выбрали, но если не можешь что-то сделать, хотя бы скажи это громко и ясно. Иначе, где же твоя душа...» — написал режиссер (среди самых известных его работ — трагикомедия «Tурне» 2008 года об актерах белградского театра, оказавшихся в мясорубке войны в Боснии). Ответ был таким же резким. Эмир Кустурица, лауреат крупнейших кинофестивалей мира, тоже в открытом письме, написал: «Нехорошо, когда атеист упоминает о душе, поэтому твой вопрос о том, „где же моя душа“, если я не дистанцируюсь от решения жюри, которое якобы уничтожит Белград, — это произвол режиссера, чьи творческие возможности иссякли...».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+