18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Спасти аль-Муаллаку

Итоги реставрации коптской церкви специалистами из России.

Восстановление церкви аль-Муаллака в Старом Каире стало самым значительным международным проектом российских реставраторов последних лет. Результаты их деятельности описаны в недавно изданной книге руководителя реставрационной группы Александра Горматюка Церковь аль-Муаллака в Старом Каире. Исследование и реставрация одного памятника. и реставраторы под руководством кандидата искусствоведения, лауреата Премии митрополита Макария Александра Горматюка в период с 2004 по 2013 год восстановили церковь аль-Муаллака («Подвешенная») практически полностью. Первым шагом стал инициированный египетской стороной международный проект 1999–2003 годов по исследованию и реставрации икон, реализованный при участии нескольких организаций, включая Американский исследовательский центр в Египте, Нидерландско-фламандский институт в Каире, каирский Институт коптологических исследований и впервые задействованных российских специалистов. Группа реставраторов во главе с сотрудником Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря (ВХНРЦ) Александром Горматюком, в которую входит более 20 человек, изъездила с экспедициями пол-Египта, описав 2 тыс. икон, из которых отобрали несколько нуждавшихся в срочной реставрации.

Сотрудничество с российскими специалистами продолжилось в 2004 году, после победы объединенной команды реставраторов и ученых ВХНРЦ и Центра египтологических исследований Российской академии наук (ЦЕИ РАН) в международном тендере на проведение комплексной реставрации интерьера храма. Работы велись под эгидой египетского Высшего совета по древностям совместно с египетскими коллегами, причем российские реставраторы отвечали за наиболее сложные этапы: раскрытие и консервацию уцелевшей живописи, кивориев, пяти алтарных преград и мраморной кафедры проповедника.

Несмотря на то что сама церковь сохранилась неплохо и оставалась действующей, внутренний декор храма находился в плачевном состоянии: древние росписи сохранились лишь в виде отдельных фрагментов, многие участки живописи были или полностью утрачены, или сильно повреждены в ходе многочисленных перестроек и поновлений, уцелевшие — искажены грубыми поздними вставками. Немалый ущерб сохранности памятника нанесло землетрясение 1992 года. Наибольшую трудность представляло устранение пагубных последствий непрофессиональной реставрации 1980-х годов: на росписи, покрытые слоями записей и загрязнений, без предварительной расчистки был нанесен синтетический клей, усиливший дальнейшее разрушение гипсового грунта. Реставрация завершилась в 2008 году. Из-под поздних записей были извлечены пять обширных участков живописи, датируемых XI–XIII веками. Наиболее ранние фрагменты — относящиеся к XI веку ком-позиции Святители и Двенадцать апостолов, которые представляют собой части несохранившейся крупной декоративной программы, — были обнаружены в приделе св. Тэклэ Хайманота. Наиболее полно сохранились росписи второй половины XIII — начала XIV века. От этого периода до нас частично дошло крупное изображение Богоматери с младенцем и фриз, представляющий апокалиптических старцев, в одной из апсид малой церкви, выполненные, как считается, византийскими мастерами, и соседствующие с ними Рождество; Сретение и Архангел — работа местных коптских мастеров. Датировку этого участка удалось уточнить, ограничив серединой 1230–1240-х годов, благодаря раскрытой реставраторами надписи, сообщающей имя заказчика — правившего в эти годы коптского патриарха Кирилла III ибн Лаклака. В главной церкви на одной из колонн реставраторы обнаружили изображение архангела Михаила, фигура была стерта от прикосновений паломников и скрыта под плотным слоем копоти. Отдельный интерес представляют ранее неизвестные темперные росписи сводов трех алтарных кивориев XIII века, тоже отмеченные значительным византийским влиянием.Также была восстановлена мраморная кафедра, включающая детали XIII–XVII веков, инкрустированные алтарные преграды и украшенная флорентинской мозаикой апсида XIX века. В атриуме были расчищены оригинальные стуковые и каменные рельефы.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+