В Музее современного искусства «Гараж» открылись сразу три выставки: злободневная «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена», персональная «Невидимый звук» видеохудожника Давида Кларбаута и архивная «Настоящее время, несовершенный вид». Последняя посвящена шести несостоявшимся художественным проектам разного времени — с 1960-х до прошлого года. Идея выставки принадлежит главному куратору «Гаража» Екатерине Иноземцевой и Александре Обуховой, которая заведует музейным архивом современного российского искусства. Тема нереализованных замыслов — неотъемлемая часть жизни людей творческих профессий. У каждого из них есть свое кладбище проектов, которые не состоялись по воле обстоятельств или заказчика. Кроме того, «отмена» — одно из ключевых слов пандемичного 2020 года, когда выставка была задумана. В частности, завершает экспозицию в западной галерее «Гаража» оптимистичный эпилог с визуализацией выставки куратора из Новосибирска Петра Жеребцова для берлинской «Галереи в Зальбау», но отмененной из-за коронавируса. Оптимистичный — потому что проект планируется реализовать в прекрасном мире будущего, когда ограничения будут сняты, а границы открыты.
Еще один подтекст выставки — это cancel culture («культура отмены», или «канселинг»), то есть практика осуждения или отказа от поддержки публичной персоны, столь распространившаяся на Западе в последние годы. С своим «канселингом» сталкивались и художники в Советском Союзе. Так, отказ от реализации проекта светозвукового оформления Кремля и Красной площади (по сути, прототип современной подсветки), подготовленного в 1968 году Франциско Инфанте, похоронил надежды на плодотворное сотрудничество власти и художника.
Среди других нереализованных проектов — план публикации каталога «Музея желаний» — фантазийных работ художниц, задуманной Наталией Каменецкой в 1990 году; подготовленная в 2003 году Еленой Селиной выставка для «Альфа Арбат Центра», которая могла бы стать крупнейшей и программной ретроспективой отечественной инсталляции; проекты Игоря Пяткина для «Шестигранника» и здания администрации Парка Горького, которые могли бы создать иную среду для музея «Гараж». Многие материалы и документы, сохранившие память об этих идеях, пополнили архив «Гаража», а на выставке частично реализованы благодаря необычным экспозиционным решениям архитектурного бюро Saga.
Невозможно не обратить внимание на сценографию выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена», ее придумали в бюро «Новое». Зритель следует от произведения к произведению по стрелкам, словно в квесте, но одновременно будто бы двигаясь по танцполу — такой эффект создают светящиеся квадраты на приподнятых подиумах. В экспозиции кураторы Ярослав Воловод, Екатерина Лазарева и Екатерина Савченко собрали созданные за последние месяцы проекты 33 художников, предварительно выбрав их из более чем тысячи заявок. Здесь можно быть не просто наблюдателем, но и участником, так как многие работы интерактивны. На вернисаже невероятной популярностью пользовался лужок с козой («Козадоступа», группа «Архив»), проводницей благ цивилизации на Алтае. Можно также посмотреть на «Венецию рыб» как бы их глазами (Ася Володина) и проверить, много ли в вас от насекомого («ТСД.Н (Тестирование способности к деантропоцентрации. Насекомое)» Алиса Смородина и Алена Шаповалова).
На первом этаже под кураторством Валентина Дьяконова на выставке «Невидимый звук» показывают медитативный видеоарт Давида Кларбаута. В экспозицию вошли четыре работы, созданные им за последние десять лет. Нечто маленькое и обыденное — взрыв хлопушек с конфетти или же всплеск воды — обыграны художником так, что кажется, будто ничего важнее в этот момент не происходит в целой Вселенной. Этим проектом «Гараж» начинает серию из трех видеовыставок: в мае — июне в музее покажут Родни Грэма, а в июле — августе — Софию аль-Марию.
Настоящее время, несовершенный вид
До 8 августа
Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена
До 1 августа
Невидимый звук
До 2 мая