Врываясь в проломы некогда изящных дверей, порывистый ветер поет леденящие душу песни — словно призраки мелодий, когда-то здесь звучавших. «В этом и заключается наша задача, — говорит Ванесса Тулмин, возглавляющая Фонд сохранения «Зимних садов» Моркама. — Нужно снова наполнить этот зал музыкой, ведь для того он и строился».
Театр в северо-западной части Англии, когда-то напичканный сложным сценическим оборудованием, закрылся в 1977 году. «Зимние сады» годами возглавляли список объектов Theatres Trust, фонда поддержки театров, находящихся под угрозой. Теперь горстка волонтеров пытается вернуть обветшалое здание к жизни.
От прежней славы ланкаширского курорта осталось прискорбно мало: оба пирса разрушены, об исчезнувшей ярмарке напоминает лишь незастроенная прибрежная полоса, здание мюзик-холла «Альгамбра» служит мастерской по ремонту рыболовецкого оборудования. Впрочем, на взморье сохранился отель Midland в стиле ар-деко, восстановленный 12 лет назад. Также существуют планы открыть здесь северное отделение Eden Project, корнуоллского ботанического сада.
Здание театра — единственное, что уцелело от элитного комплекса с барами, ресторанами, морскими ваннами, аквариумом и зимним садом. Построенный архитектурным бюро Mangnall & Littlewood при участии знаменитого Фрэнка Мэтчема, театр открылся в 1897 году. Зал на 2,5 тыс. мест был украшен лепниной, витражами, фаянсовыми нимфами и херувимами под сводчатым потолком. В течение ХХ века здание несколько раз переходило из рук в руки, и его состояние постепенно ухудшалось. Оно продолжало разрушаться даже после присвоения ему статуса объекта культурно-исторического наследия. Кресла из партера и амфитеатра вырвали, в крыше образовалась дыра, а остальные постройки комплекса снесли. В 1960 году, когда здесь снимали фильм «Комедиант» по пьесе Джона Осборна с Лоуренсом Оливье, сыгравшим одну из своих знаменитейших ролей, театр олицетворял упадок целого мира курортных развлечений.
Ванесса Тулмин, чьей семье когда-то принадлежала территория ярмарки у «Зимних садов», оценивает стоимость полной реставрации в £5–8 млн. Благодаря грантам на срочные кровельные работы от фонда «Историческая Англия», Theatres Trust и правительственного Фонда восстановления культуры прогресс заметен уже сейчас. Дыры в крыше заделали, протекавшие водосточные желоба заменили, первый этаж открыли для небольших мероприятий и экскурсий. Считавшиеся утраченными оригинальные кресла были обнаружены в бывшем помещении масонской ложи, и сейчас их реставрируют на средства благотворителей. «Это был Альберт-холл Северной Англии, — говорит Тулмин, — и мы хотим вернуть его».