18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Альберт-холл Северной Англии» вновь засияет и зазвучит

№89
Материал из газеты

Здание театра конца XIX века в Моркамбе — единственное, что уцелело от элитного комплекса с барами, ресторанами, морскими ваннами, аквариумом и зимним садом

Врываясь в проломы некогда изящных дверей, порывистый ветер поет леденящие душу песни — словно призраки мелодий, когда-то здесь звучавших. «В этом и заключается наша задача, — говорит Ванесса Тулмин, возглавляющая Фонд сохранения «Зимних садов» Моркама. — Нужно снова наполнить этот зал музыкой, ведь для того он и строился».

Театр в северо-западной части Англии, когда-то напичканный сложным сценическим оборудованием, закрылся в 1977 году. «Зимние сады» годами возглавляли список объектов Theatres Trust, фонда поддержки театров, находящихся под угрозой. Теперь горстка волонтеров пытается вернуть обветшалое здание к жизни. 

От прежней славы ланкаширского курорта осталось прискорбно мало: оба пирса разрушены, об исчезнувшей ярмарке напоминает лишь незастроенная прибрежная полоса, здание мюзик-холла «Альгамбра» служит мастерской по ремонту рыболовецкого оборудования. Впрочем, на взморье сохранился отель Midland в стиле ар-деко, восстановленный 12 лет назад. Также существуют планы открыть здесь северное отделение Eden Project, корнуоллского ботанического сада.

Здание театра — единственное, что уцелело от элитного комплекса с барами, ресторанами, морскими ваннами, аквариумом и зимним садом. Построенный архитектурным бюро Mangnall & Littlewood при участии знаменитого Фрэнка Мэтчема, театр открылся в 1897 году. Зал на 2,5 тыс. мест был украшен лепниной, витражами, фаянсовыми нимфами и херувимами под сводчатым потолком. В течение ХХ века здание несколько раз переходило из рук в руки, и его состояние постепенно ухудшалось. Оно продолжало разрушаться даже после присвоения ему статуса объекта культурно-исторического наследия. Кресла из партера и амфитеатра вырвали, в крыше образовалась дыра, а остальные постройки комплекса снесли. В 1960 году, когда здесь снимали фильм «Комедиант» по пьесе Джона Осборна с Лоуренсом Оливье, сыгравшим одну из своих знаменитейших ролей, театр олицетворял упадок целого мира курортных развлечений.

Ванесса Тулмин, чьей семье когда-то принадлежала территория ярмарки у «Зимних садов», оценивает стоимость полной реставрации в £5–8 млн. Благодаря грантам на срочные кровельные работы от фонда «Историческая Англия», Theatres Trust и правительственного Фонда восстановления культуры прогресс заметен уже сейчас. Дыры в крыше заделали, протекавшие водосточные желоба заменили, первый этаж открыли для небольших мероприятий и экскурсий. Считавшиеся утраченными оригинальные кресла были обнаружены в бывшем помещении масонской ложи, и сейчас их реставрируют на средства благотворителей. «Это был Альберт-холл Северной Англии, — говорит Тулмин, — и мы хотим вернуть его». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+