В парижском Гран-пале вчера открылась 41-я FIAC (Foire Internationale d’Art Contemporain — Международная ярмарка современного искусства). Приглашение Пино и Арно на осмотр ярмарки до VIP-просмотра приносит дивиденды.
«Для меня FIAC — это Frieze Masters современного искусства; здесь вы можете быть абсолютно уверены в качестве работ», — заметил на предварительном VIP-показе в Гран-пале один американский дилер — и был не одинок в своем мнении. Ту же степень полного доверия оказал французской ярмарке миллиардер и владелец обширной коллекции искусства, которая хранится в двух галереях в Венеции, Франсуа Пино, приобретя здесь и на (Off)icielle, параллельной программе ярмарки, что проходит в Городке моды и дизайна Les Docks, 30 произведений.
О престиже FIAC свидетельствует список пришедших на предварительный показ кураторов, художников и коллекционеров, среди которых были британская художница Трейси Эмин, французский художник Бернар Вене, руководитель Центра Помпиду Ален Себан и новый директор амстердамского Музея Стеделейк Беатрикс Руф.
По сообщению информированных источников, Франсуа Пино и другой французский миллиардер и коллекционер Бернар Арно, который на днях открывает на западе Парижа свой музей Фонда Louis Vuitton, прибыли на ярмарку первыми; представительница FIAC пояснила, что из соображений безопасности «они прошли в выставочный зал через отдельный вход чуть ранее».
Несмотря на интерес к ярмарке международного арт-сообщества и влиятельных коллекционеров, в этом году на FIAC, по словам парижского арт-консультанта Лоранс Дрейфус, «не много впечатляющих работ, за исключением, пожалуй, произведений Олафура Элиассона на стенде галереи Neugerriemschneider» (сольный показ вездесущего датско-исландского художника на стенде немецкого дилера привлек повышенное внимание, особенно его Созерцатель росы (2014) из 212 стеклянных сфер; стоимость работ не разглашается). Впрочем, «FIAC никогда не рискует», заметил один британский коллекционер.
В то же время многие профессионалы из мира искусства в восторге от того, насколько повысился уровень парижской ярмарки. По словам дилера Мишеля Рана, управляющего галереями в Париже и Брюсселе, FIAC избавилась от репутации «чересчур французской». Из 191 представленной на ней галереи местных только 46. «Конечно, FIAC интернациональна, — сказал Ран, принявший участие уже в 23 ее сезонах. — Да и какой смысл набивать ярмарку французскими дилерами?» Представленный на его стенде банкомат болгарского художника Стефана Николаева, сделанный из золота 999-й пробы (24 карата) и носящий название Выплачь мне реку (2009), стал настоящим хитом. Два его экземпляра продаются по €15 тыс. каждый. Николаев говорит, что эта работа — «комментарий к нашим отношениям с деньгами».
Успехом у публики пользуются и избранные произведения Рони Хорна, представленные на стенде галереи Hauser & Wirth, в особенности серия фотографий французской актрисы Изабель Юппер (Портрет образа с Изабель Юппер, 2005, $425 тыс.). Представитель галереи сообщил, что работами Хорна, в том числе его знаменитыми стеклянными барабанами (Я глубоко осознаю, что бесконечность материи не сон, 2014, $3,5 млн), заинтересовались несколько музеев.
Предварительный VIP-показ оказался прибыльным и для лондонско-нью-йоркской галереи Skarstedt. Она продала по меньшей мере четыре вещи, в числе которых крупномасштабное произведение покойного американского художника Майка Келли, составленное из пуговиц и бисера (Памятная плоскость № 10, 2001), по словам Боны Монтагу, директора лондонского отделения Skarstedt, «более чем за $1 млн». Она также заметила, что «на этой ярмарке гораздо больше американцев».
Создается впечатление, что, если более молодые галереи, расположившиеся на верхнем этаже в Салоне Славы, стремятся попасть на нижний этаж, где представляют свои экспозиции авторитетные галереи, то у галерей, относящихся к среднему сегменту рынка, и наверху дела идут неплохо. К примеру, лондонская Campoli Presti продала две работы американской художницы-фотографа Эллин Кинлан, по $15 тыс. каждую.
И наконец, самым примечательным событием стало появление на FIAC маститого дилера Ивона Ламбера. В декабре он закрывает свою парижскую галерею, чтобы в следующем году открыть издательство, которое будет выпускать литературу об искусстве и каталоги выставок. Премьер-министр Франции Манюэль Вальс и недавно занявшая пост министра культуры Флер Пеллеран осмотрели стенд Ламбера, тем самым засвидетельствовав мэтру государственное одобрение накануне его прощания с парижской художественной сценой.