18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Космический мир Марины Федоровой

Известная российская художница Марина Федорова покоряет Землю и космос, а мир Cosmodreams показывают в парке «Зарядье»

Имя Марины Федоровой московские ценители искусства открыли в 2014 году, когда знаменитая и амбициозная галерея «Триумф» показала ее персональную выставку «Кресты», посвященную легендарному питерскому следственному изолятору. Обстоятельства возникновения выставки были весьма драматичны: чтобы пропитаться поэтикой места, Марина Федорова некоторое время чуть ли не жила в «Крестах». Выдержанные в черно-белой суровой гамме холсты тем не менее были совершенно свободны от социально-обличительного подтекста. Быстрая эскизная манера автора превращала самую что ни на есть прозу жизни в раскадровку лирического кинофильма, и этот воображаемый фильм был полон музыки и любви.

Особый кинематографический подход — фирменный прием Марины Федоровой. «Стиль у нее определенно свой, — рассуждает искусствовед Екатерина Андреева. — Жанровые сцены — кадры сделаны в манере… киноплаката времен французской „новой волны“».

Что бы ни было в фокусе внимания Марины Федоровой — морские путешествия ли, городская жизнь или космическая утопия, — она всегда делает большие серии картин, создавая в результате застывшее в живописи кино. В этом кинопроцессе она выступает как идеолог, сценарист, отвечает за кастинг (ее главные герои, естественно, женщины, неуловимо похожие на автора), за костюмы (модный casual, что немаловажно) и за общий антураж. В этих «кинолентах» нет экшена, но есть настроение, любование собой, ощущение ценности каждого мига. Отсюда и другой источник вдохновения художницы, на который также часто указывают пишущие о ней критики, — модная фотография. Еще же одну линию в искусстве, которой наследует Марина Федорова, можно было бы назвать возведенным в абсолют женским нарциссизмом и объединить этой линией таких разных художниц, как, например, Тамара Лемпицка, Ники де Сен-Фалль и Синди Шерман. Каждая из них пыталась заглянуть внутрь себя. Шуточное «Я девочка, я хочу платье!» они проговаривают с той же серьезностью, что Декарт — свое знаменитое «Я мыслю, следовательно я существую». В их утрированной женственности нет покорности, наоборот, свою физическую хрупкость они претворяют в художественную мощь. Они не то чтобы завоевывают мир — они создают свой мир, где контролируют все.

Нельзя сказать, что та памятная выставка в «Триумфе» была дебютом Марины Федоровой. И до того ее уже хорошо знали в Санкт-Петербурге, где она родилась, выросла и получила художественное образование — вначале в училище им. Н.К.Рериха (2000), затем в Академии Штиглица (2006). Ее специализацией были книжная графика и fashion design. В качестве дипломной работы в академии она сделала перформанс, когда прямо на подиуме, в режиме реального времени, расписала краской платье на модели, по-своему интерпретировав модный показ Александра Маккуина 1999 года, где тоже на платья наносили краску. Имея в руках два таких прикладных ремесла, как графика и моделирование одежды, с самого начала Марина Федорова хотела заниматься именно живописью. Невольно она оказалась в междисциплинарном пространстве, когда традиционные живописные полотна смысловыми корнями уходили в другие медиа: кино, моду, фотоискусство. Это обстоятельство обеспечило ей особое место в российском арт-пейзаже.

Марина Федорова — активная участница художественного процесса. Она регулярно делает выставки, участвует в международных ярмарках (последняя — ARTMUC re:start в Мюнхене в 2020 году), успешно продвигает свое искусство через интернет. По ее сайту любопытно наблюдать развитие «сериала» о похождениях лирической героини: летний отдых с детьми и море-яхты или осень в городе — вечерние огни, лужи на асфальте, маленькое черное платье, «лабутены», страсть.

Три последних года Марина Федорова посвятила глобальному проекту Cosmodreams, в котором ее амбиции перекроить мир под себя достигли максимально полного воплощения. Она отправила свое альтер эго в космос. Это романтическая греза: что бы случилось, если бы «гостья из будущего» Алиса Селезнева или «отроки во Вселенной», герои советской кинофантастики, продолжали жить, работать и добились бы невероятных успехов? Наше гламурное «сегодня» соединилось бы с невиданным космическим прогрессом, и получилась бы смесь всего утонченного, стильного, изысканного и грандиозного, непознаваемого, бесконечного. В свой воображаемый мир художница взяла красивые вещи — высокие каблуки, нарядные платья, — а из космической реальности позаимствовала самое интригующее обстоятельство — невесомость. В ее космосе все понарошку: космонавтки в красных платьях развешивают на просушку скафандры, загорают на фоне марсианского пейзажа — опять же в красных модных купальниках, ходят по космической станции в свадебных нарядах, не единожды парят в свободном полете, что, очевидно, следует понимать как метафору внутреннего состояния автора.

Ироничные, в стиле ретрофутуризма образы составили почти реальный музей: было написано более 100 картин. Этот впечатляющий ряд дополнила дюжина скульптур из фиброволокна, были сняты видеофильмы, сделаны VR-программы, разработан сайт, выпущен бумажный каталог. Более того, дружественная Марине Федоровой питерская компания, попав под очарование проекта Cosmodreams, заказала оформление своего офиса в бело-сине-красной космической гамме, и художница с удовольствием выступила интерьерным концепт-дизайнером.

Виртуальную часть Cosmodreams показывают в этом году в Москве, в парке «Зарядье», в рамках проекта КОС20МОС21 в честь 60-летия полета Юрия Гагарина (до июля). В планах Марины Федоровой — персональные выставки Cosmodreams в Китае и на Ближнем Востоке. Она справедливо считает, что художественное осмысление советской космической программы служит укреплению авторитета России в мире и поэтому является делом глубоко патриотическим.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+