18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Космический мир Марины Федоровой

Известная российская художница Марина Федорова покоряет Землю и космос, а мир Cosmodreams показывают в парке «Зарядье»

Имя Марины Федоровой московские ценители искусства открыли в 2014 году, когда знаменитая и амбициозная галерея «Триумф» показала ее персональную выставку «Кресты», посвященную легендарному питерскому следственному изолятору. Обстоятельства возникновения выставки были весьма драматичны: чтобы пропитаться поэтикой места, Марина Федорова некоторое время чуть ли не жила в «Крестах». Выдержанные в черно-белой суровой гамме холсты тем не менее были совершенно свободны от социально-обличительного подтекста. Быстрая эскизная манера автора превращала самую что ни на есть прозу жизни в раскадровку лирического кинофильма, и этот воображаемый фильм был полон музыки и любви.

Особый кинематографический подход — фирменный прием Марины Федоровой. «Стиль у нее определенно свой, — рассуждает искусствовед Екатерина Андреева. — Жанровые сцены — кадры сделаны в манере… киноплаката времен французской „новой волны“».

Что бы ни было в фокусе внимания Марины Федоровой — морские путешествия ли, городская жизнь или космическая утопия, — она всегда делает большие серии картин, создавая в результате застывшее в живописи кино. В этом кинопроцессе она выступает как идеолог, сценарист, отвечает за кастинг (ее главные герои, естественно, женщины, неуловимо похожие на автора), за костюмы (модный casual, что немаловажно) и за общий антураж. В этих «кинолентах» нет экшена, но есть настроение, любование собой, ощущение ценности каждого мига. Отсюда и другой источник вдохновения художницы, на который также часто указывают пишущие о ней критики, — модная фотография. Еще же одну линию в искусстве, которой наследует Марина Федорова, можно было бы назвать возведенным в абсолют женским нарциссизмом и объединить этой линией таких разных художниц, как, например, Тамара Лемпицка, Ники де Сен-Фалль и Синди Шерман. Каждая из них пыталась заглянуть внутрь себя. Шуточное «Я девочка, я хочу платье!» они проговаривают с той же серьезностью, что Декарт — свое знаменитое «Я мыслю, следовательно я существую». В их утрированной женственности нет покорности, наоборот, свою физическую хрупкость они претворяют в художественную мощь. Они не то чтобы завоевывают мир — они создают свой мир, где контролируют все.

Нельзя сказать, что та памятная выставка в «Триумфе» была дебютом Марины Федоровой. И до того ее уже хорошо знали в Санкт-Петербурге, где она родилась, выросла и получила художественное образование — вначале в училище им. Н.К.Рериха (2000), затем в Академии Штиглица (2006). Ее специализацией были книжная графика и fashion design. В качестве дипломной работы в академии она сделала перформанс, когда прямо на подиуме, в режиме реального времени, расписала краской платье на модели, по-своему интерпретировав модный показ Александра Маккуина 1999 года, где тоже на платья наносили краску. Имея в руках два таких прикладных ремесла, как графика и моделирование одежды, с самого начала Марина Федорова хотела заниматься именно живописью. Невольно она оказалась в междисциплинарном пространстве, когда традиционные живописные полотна смысловыми корнями уходили в другие медиа: кино, моду, фотоискусство. Это обстоятельство обеспечило ей особое место в российском арт-пейзаже.

Марина Федорова — активная участница художественного процесса. Она регулярно делает выставки, участвует в международных ярмарках (последняя — ARTMUC re:start в Мюнхене в 2020 году), успешно продвигает свое искусство через интернет. По ее сайту любопытно наблюдать развитие «сериала» о похождениях лирической героини: летний отдых с детьми и море-яхты или осень в городе — вечерние огни, лужи на асфальте, маленькое черное платье, «лабутены», страсть.

Три последних года Марина Федорова посвятила глобальному проекту Cosmodreams, в котором ее амбиции перекроить мир под себя достигли максимально полного воплощения. Она отправила свое альтер эго в космос. Это романтическая греза: что бы случилось, если бы «гостья из будущего» Алиса Селезнева или «отроки во Вселенной», герои советской кинофантастики, продолжали жить, работать и добились бы невероятных успехов? Наше гламурное «сегодня» соединилось бы с невиданным космическим прогрессом, и получилась бы смесь всего утонченного, стильного, изысканного и грандиозного, непознаваемого, бесконечного. В свой воображаемый мир художница взяла красивые вещи — высокие каблуки, нарядные платья, — а из космической реальности позаимствовала самое интригующее обстоятельство — невесомость. В ее космосе все понарошку: космонавтки в красных платьях развешивают на просушку скафандры, загорают на фоне марсианского пейзажа — опять же в красных модных купальниках, ходят по космической станции в свадебных нарядах, не единожды парят в свободном полете, что, очевидно, следует понимать как метафору внутреннего состояния автора.

Ироничные, в стиле ретрофутуризма образы составили почти реальный музей: было написано более 100 картин. Этот впечатляющий ряд дополнила дюжина скульптур из фиброволокна, были сняты видеофильмы, сделаны VR-программы, разработан сайт, выпущен бумажный каталог. Более того, дружественная Марине Федоровой питерская компания, попав под очарование проекта Cosmodreams, заказала оформление своего офиса в бело-сине-красной космической гамме, и художница с удовольствием выступила интерьерным концепт-дизайнером.

Виртуальную часть Cosmodreams показывают в этом году в Москве, в парке «Зарядье», в рамках проекта КОС20МОС21 в честь 60-летия полета Юрия Гагарина (до июля). В планах Марины Федоровой — персональные выставки Cosmodreams в Китае и на Ближнем Востоке. Она справедливо считает, что художественное осмысление советской космической программы служит укреплению авторитета России в мире и поэтому является делом глубоко патриотическим.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
5
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
6
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
7
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
Подсчет оборота арт-рынка в России – дело почти невозможное. Однако мы опросили нескольких главных игроков рынка и сделали выводы, главный из которых вполне позитивный – внутренний рынок растет
27.12.2024
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+