18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Покровительницы женщин в искусстве сами оказались не у дел

№89
Материал из газеты

Некоммерческий фонд, осуществивший во Флоренции 70 реставрационных проектов, закрывается из-за недостатка средств

Однажды в Музее Сан-Марко во Флоренции американка Джейн Форчун заметила, что «Оплакивание со святыми» отчаянно нуждается в реставрации. Картину эту написал вовсе не Фра Анджелико, прославивший упомянутую обитель, а малоизвестная монахиня и художница XVI века Плаутилла Нелли. На тот момент, в 2006 году, было известно лишь о трех произведениях, подписанных ею. Форчун, жившая тогда во Флоренции, решила спонсировать реставрацию «Оплакивания».

Именно этот проект вдохновил меценатку на создание Фонда продвижения творчества художников-женщин (Advancing Women Artists foundation) — американской некоммерческой организации, которая разыскивает, реставрирует и показывает публике работы флорентийских художниц. За минувшие годы фонд отреставрировал 70 произведений искусства, созданных в период с XVI по XX век и хранящихся большей частью в государственных музеях; среди них — работы Артемизии Джентилески, Маризы Мори, Адрианы Пинкерле и Элизабет Шаплен. А последним проектом фонда станет реставрация пары монументальных овальных полотен художницы XVIII века Виоланте Феррони. После того как в мае 2021 года их вернут госпиталю Сан-Джованни ди Дио, организация прекратит свое существование из-за нехватки средств.

Когда-то, на первых порах, Джейн Форчун изучала литературу и составляла своего рода wish list, который стремительно разросся после того, как они с директором фонда Линдой Фальконе стали обходить городские музеи, спрашивая у директоров, какие вещи в их коллекциях нуждаются в реставрации. «Ни у меня, ни у Джейн не было искусствоведческого образования, так что выглядело это весьма необычно, — говорит Фальконе. — Не то чтобы мы действовали не по правилам — мы попросту не знали правил».

Выявив произведения, которым удалось попасть в государственные коллекции, но не в историю искусства, фонд взялся за всесторонний процесс реставрации. «Мы стремились не только восстановить красочный слой картины, — объясняет Фальконе, — но и реконструировать личность художницы вместе с ее наследием». В этих целях фонд финансировал профессиональные фотосъемки, исследования, издание книг, чтение лекций и проведение выставок — часто сов­местно с музеями города. Плаутилла Нелли — яркий пример успеха: всего за десятилетие число атрибутированных ей работ выросло до 17-ти.

В 2019 году фонд договорился о размещении после десятилетней реставрации самой большой из картин Нелли, семиметровой «Тайной вечери», в постоянной экспозиции музея при базилике Санта-Мария Новелла. Для Форчун завершение этой реставрации стало финальной точкой в ее меценатстве. Еще в 2017 году она объявила, что перестанет финансово поддерживать фонд после того, как шедевр Нелли окажется в музее; год спустя она умерла.

«Думаю, это показательная история, — рассуждает Фальконе. — Нашей задачей было не отреставрировать все до единой работы, созданные женщинами, а поставить вопрос: где женщины?» Хотя фонду и удалось подогреть интерес к этой теме, все же неясно, кто теперь примет эстафету — и в идейном, и в финансовом отношении.

«Мы настроены продолжать их дело», — заявляет директор Галереи Уффици Айке Шмидт. По его словам, сейчас в реставрационных мастерских Уффици находится около десятка произведений, созданных художницами прошлого. При этом музей увеличил число работ художников-женщин в постоянной экспозиции и ежегодно устраивает две выставки, им посвященные. Палаццо Питти, входящий в то же музейное объединение, что и Уффици, еще в 2014 году отреставрировал статую авторства Маргерит де Бавье-Шаффур. Фальконе отмечает, что в последние годы и другие музеи проводили реставрацию произведений, созданных женщинами.

Айке Шмидт надеется, что местные организации, финансирующие реставрационные работы, начнут проявлять больше интереса к произведениям женщин, и обращает внимание на то, что это уже вошло в практику фондов при итальянских банках. «Двадцать лет назад было очень трудно найти средства на реставрацию произведений неизвестных авторов из прошлого, — говорит директор Уффици, рассказывая о популяризаторской роли упраздняемой ныне организации. — Теперь же люди в более крупных фондах понимают, что благодаря реставрации они могут вернуть кого-то из забвения».  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+