18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Бывший доходный дом на Зубовском бульваре начали заселять тенями писателей

№90
Материал из газеты

Выставкой о Мандельштаме в Москве открылся Музей истории литературы ХХ века

Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля (ГМИРЛИ) представил новый отдел — Музей истории литературы ХХ века. Он расположен в головном здании институции — в бывшем доходном доме Любощинских — Вернадских на Зубовском бульваре. Там уже открыта постоянная экспозиция, посвященная чеховской Москве, и проходят временные выставки.

Музей истории литературы ХХ века начинается с раздела, рассказывающего о доме, где он находится. Экспозицию «Зубовский, 15: дом науки, литературы, искусства» открыли в ноябре прошлого года, она повествует о живших здесь после революции ученых и литераторах. Биография здания подсказала неординарный ход: персональные разделы поэтов и писателей называются «квартирами». Правда, первый открытый раздел все же получил наименование «Улица Мандельштама: Осип и Надежда». Его концепция была разработана Литературным музеем совместно с Мандельштамовским центром НИУ ВШЭ и стала победителем грантового конкурса Российского еврейского конгресса.

Первый зал «Улицы Мандельштама» — это, по сути, коридор, по двум стенам которого висят плакаты и афиши 1900–1930-х годов, а над входом демонстрируется мультимедийная инсталляция. Она познавательна, но подлинные вещи и документы часто производят на зрителей несравнимо большее впечатление. Комната поэта совсем крохотная, единственный экспонат в ней — узкая потертая кушетка. Есть еще старый телефон, но он бутафорский. Подняв трубку, в ней можно услышать голос писателя Виктора Шкловского. В его квартире гостевал Мандельштам с женой, когда в 1937 году после первой ссылки они ненадолго приехали в Москву. Надежда Яковлевна в своей книге вспоминала, как это было опасно, как все боялись соседских доносов, однако «дом Шкловских был единственным местом, где мы чувствовали себя людьми. В этой семье знали, как обращаться с обреченными». Она ночевала у брата, а великий русский поэт спал в чулане на этой самой, убогой кушетке.

Комната его жены размером больше, здесь основной экспонат тоже подлинный — письменный стол, в третьем ящике которого детский писатель Александр Ивич хранил в 1950-х годах архив Мандельштама, переданный ему Надеждой Яковлевной. 

В отличие от пространства, выделенного поэту, которое можно назвать эмоциональным или атмосферным, в комнате его жены собраны фотографии и архивные документы, например первое издание — 1913 года — дебютного сборника стихов Мандельштама «Камень», а также самиздатовские перепечатки его произведений. Имеются здесь и пространные пояснительные тексты, и этикетки, которые в соседней комнате полностью отсутствуют. Так решили кураторы и художник раздела Анна Колейчук.

Экспонаты первого раздела Музея истории литературы ХХ века собраны из фондов ГМИРЛИ и частных коллекций. По воле советской власти, дважды высылавшей и уничтожившей поэта, и Надежды Яковлевны, передавшей рукописи мужа архиву Принстонского университета в США, документальных материалов, напрямую связанных с Мандельштамом, на его родине сохранилось очень мало. Но музей справился с проблемой изящно, посвятив экспозицию трагическому и лирическому сюжету — жене поэта, сохранившей его речь навсегда.

В недалеком будущем, как обещает текст на музейной стене, откроют пространство-раздел-квартиру Михаила Булгакова. В этом случае возможна похожая история: Елена Сергеевна Булгакова была пожизненной хранительницей наследия писателя, и только благодаря ей был опубликован его главный роман. Воспользуется ли музей уже проверенным ходом в построении экспозиции или найдет новый?

Как не раз говорил директор Музея истории российской литературы Дмитрий Бак, перед ним стоит трудная задача — соединить в общей экспозиции очень разных писателей: советских, живших в согласии с властью, отвергнутых ею и уехавших в эмиграцию. Он хотел бы видеть среди героев Музея истории литературы ХХ века Максима Горького и Владимира Набокова, Александра Серафимовича и Александра Вертинского, Михаила Ремизова и Андрея Платонова. И при этом обозначить масштаб каждого из них. У кого-то из этих писателей уже есть свои музеи, у других нет. Например, у Мандельштама до этого нынешнего — размером в две комнаты и коридор — персонального музея не было.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+