18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Забытый ученик Филонова, аналитик и фантазер

Выставка Николая Евграфова из петербургских музеев и частных собраний двух столиц — тот редкий случай, когда юбилейный проект уместен. В Энциклопедии русского авангарда художнику отведено пять иллюстраций, у него до сих пор не было ни одной персональной выставки. Вне профессионального круга исследователей русского искусства ХХ века Евграфов не известен, литература о нем невелика. Евграфов родился в Петербурге, по другим сведениям — в Нижнем Новгороде. Окончил в этих городах художественные техникумы. Был вольнослушателем ВХУТЕИНа в Петрограде, входил в группу «Мастера аналитического искусства» Павла Филонова. Погиб в самом начале Великой Отечественной войны.

Куратор выставки Анна Мудрова отказалась от хронологического показа небольшого наследия Евграфова. Задача проекта — обозначить, как «аналитика» повлияла на его творчество. Семья во дворе — еще очень близко к Филонову. Кафе выглядит как эскиз панно, персонажи «аналитично» расставлены по плоскости картины: человек с гитарой, танцующая пара, одна дама за роялем, другая поливает цветы. Дети и самолет и Осоавиахимовка напоминают об опытах Александра Дейнеки. Колхозники выдают коллективизацию глазами человека, очень далекого от серпа и плуга. В импрессионистичной картине Праздник на Кировских островах (1941), среди пышной зелени роится радостная человеческая масса. Эта картина входит в серию Карнавал, над которой художник работал в последние годы жизни. Праздник специально отреставрирован для выставки.

Самое же интересное на выставке — эскизы костюмов к постановке Ревизора. Ее единственный показ состоялся в 1927 году во время работы выставки МАИ в Доме печати в Ленинграде. Сохранилось пять эскизов, выставлено три: Городничиха; Смотритель училищ Хлопов; Попечитель богоугодных заведений Земляника. Остальные два — Жандарм и Почтмейстер Шпекин — воссозданы в виде костюмов из бумаги. Евграфов соединил в своих эскизах филоновскую аскетичность и вахтанговскую театральную фантазийность.

Картины филоновского периода Третий лишний и Тракторный завод показаны рядом с текстами писем Филонова к Евграфову, который был направлен в творческую командировку в деревню Войсковицы Петроградской губернии. Мэтр наставляет ученика: «...Чтобы один объект говорил о многих, какой бы это ни был (лицо кузнеца, например, или наковальня и молот, молотилка, лошадь или связка соломы и курица). Ни одного сырого куска... Максимум выдержки». Евграфов проявил выдержку и заслужил место в энциклопедиях.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+