18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Утопии наяву

№90
Материал из газеты

Выставка «Архитопия» в отеле Ararat Park Hyatt Moscow расскажет о том, как несбывшиеся мечты архитекторов начала прошлого века могли бы быть реализованы в современной Москве

Один из главных люксовых отелей столицы Ararat Park Hyatt Moscow в сотрудничестве с The Gallery организует художественную выставку «Архитопия», которая знакомит зрителей с грандиозными, но так и не реализованными проектами известных архитекторов-конструктивистов 1920–1930-х годов. Ее кураторы хотят дать этим зданиям шанс ожить в современном городском ландшафте, пусть и только на холсте. Внимание Ararat Park Hyatt Moscow к этой теме понятно: отель расположен в самом центре города в окружении главных исторических достопримечательностей и интересно представить себе, какое окружение у него было бы, если бы советское правительство воплотило в жизнь все свои градостроительные идеи.

Архитектурные проекты времен СССР, которые переосмыслены современными художниками и будут показаны на предстоящей выставке, весьма амбициозны. В них отразилась идея «нового Рима», советской «империи», ориентировавшейся на классическое наследие Античности.

На выставке можно будет увидеть новое воплощение нескольких несбывшихся архитектурных начинаний. К примеру, самый смелый и масштабный проект эпохи СССР — Дворец Советов, который должен был стать центром новой, советской Москвы. Воздвигнуть колосс, символизирующий победу социализма, решили на месте храма Христа Спасителя, который для этого стерли с лица земли умелые взрывотехники в 1931 году. Сохранились эскизы множества вариантов Дворца Советов, на проект которого был объявлен международный конкурс, а участвовал в нем даже Корбюзье. Самым впечатляющим стал победивший проект Бориса Иофана. Он предполагал, что здание будет достигать в высоту невероятных для своего времени 415 м, то есть будет выше самых высоких на тот момент сооружений в мире — Эйфелевой башни в Париже и Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. По плану дворец венчала статуя Ленина высотой 100 м. Фундамент сооружения был завершен к 1939 году, но с началом Великой Отечественной войны стройку заморозили. В конце 1950-х под дворец решили отдать другой участок, уже гораздо дальше от центра, на юго-западе. Но ни одному из проектов дворца не суждено было быть реализованным. В 1960 году в фундаменте изначального Дворца Советов на «Кропоткинской» открылся легендарный бассейн «Москва», просуществовавший вплоть до 1990-х, когда был восстановлен храм Христа Спасителя.

Еще один экспонат с выставки «Архитопия» — огромная гостиница в Зарядье на 2,7 тыс. мест с самой высокой технической оснащенностью того времени. По замыслу главного архитектора Москвы Дмитрия Чечулина 32-этажное здание высотой 275 м должно было стать одной из доминант в силуэте центра города. Но стало последней из заложенных в честь 800-летия столицы сталинских высоток, на месте которой в итоге выросла гостиница «Россия», гораздо более сдержанная, если не сказать скучная, в архитектурном исполнении.

На «Архитопии» покажут и Центральный дом «Аэрофлота» — другой несостоявшийся проект Дмитрия Чечулина. Возведение величественного здания, где разместились бы все учреждения «Аэрофлота», планировалось на площади у Белорусского вокзала. Сохранились эскизы Чечулина: здание имело аэродинамическую форму, предполагался портал со скульптурными фигурами героев-летчиков. Знаменитый советский скульптор Иван Шадр должен был отвечать за художественное оформление. Интересно, что частично к проекту Центрального дома «Аэрофлота» вернулись при строительстве Дома Советов РСФСР (теперь Дом правительства — Белый дом) на Краснопресненской набережной.

Остался неосуществленным и замысел здания Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР на Красной площади, на месте бывших Верхних торговых рядов (ныне — ГУМ). Конкурс на его проект стал вторым по значимости после конкурса Дворца Советов. На суд жюри было представлено 12 грандиозных предложений, в том числе от таких гениев авангарда, как Константин Мельников и Иван Леонидов. Первый этап конкурса посчитали неудачным, хотя гигантский размах мельниковского проекта был вполне в духе пресловутого сооружения с устремленным в небо Лениным. Второй тур конкурса тоже не удовлетворил запросы Наркомтяжпрома, и ближайший к Кремлю участок земли сохранил свой облик с расположенным на нем комплексом торговых рядов в стиле классицизм.

Помимо проектов грандиозных архитектурных  комплексов, советская эпоха породила и совсем фантастические идеи, которые и сегодня кажутся далеким будущим,  — знаменитый «Летатлин» Владимира Татлина и зависшие в воздухе «Летающие города» Георгия Крутикова. 

Среди представленных на «Архитопии» также будут Дом книги, Арка героев, Дворец техники и многие другие проекты, оставшиеся на бумаге или же реализованные гораздо скромнее. Выставка откроется для посетителей 22 апреля. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+