18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бертольдо становится заметнее и понятнее

№90
Материал из газеты

Авторы новой монографии говорят о Бертольдо ди Джованни как о самостоятельном скульпторе, важном для эпохи Кватроченто

Фигура Бертольдо ди Джованни (около 1440 — 1491) — одна из любопытнейших в истории флорентийской скульп­туры. Он известен связями с Донателло, вместе с которым или у которого работал, и с Микеланджело, чьим учителем, предположительно, являлся, будучи хранителем скульп­турного сада Лоренцо ди Медичи на площади у монастыря Сан-Марко. Однако было бы упрощением считать его фигуру слишком мелкой рядом с этими титанами. В чем убеждает нынешняя монография о скульп­торе, самая основательная из всех. Она сопровождала прошлогоднюю выставку в Коллекции Фрика, впервые посвященную этому мастеру, где были собраны почти все его дошедшие до нас произведения.

Их немного — всего около 20. Известно, что Бертольдо работал в разных материалах, но сохранились главным образом произведения в бронзе: статуэтки, большие и малые рельефы, а также набор медалей. Есть и две крупные декоративные работы — рельеф из глазурованной терракоты для портика на вилле Медичи в Поджо-а-Каяно и серия цветных гипсовых рельефов для палаццо делла Герардеска семейства Скала во Флоренции; то и другое создано им в сотрудничестве с коллегами-художниками. И наконец, одна выразительная деревянная фигура святого Иеронима из Городской пинакотеки Фаэнцы, автором которой, вероятно, был или Донателло, или Бертольдо; она внесена в каталог как работа, созданная ими сообща.

В числе прочего монография включает 14 очерков, написанных ведущими специалистами и дополненных приложением с расшифровкой каждого архивного документа, где содержатся ссылки на материалы о Бертольдо, в том числе на ранее не публиковавшиеся находки. В каждом из этих очерков исследуются отдельные стороны его жизни и творчества. Так, текст Кэролайн Элам посвящен работе Бертольдо в саду скульптур Лоренцо Медичи, очерк Александра Ноэлля и Скотта Нетерсоула — некоторым произведениям в бронзе, в статье Ксавье Саломона говорится о Бертольдо как о медальере, а Эйми Нг рассказывает о его работах в других материалах. Невилл Роули обсуждает второе открытие Бертольдо в конце XIX века неутомимым директором Берлинского музея и государственных собраний искусства Вильгельмом фон Боде, который в 1895 году опубликовал первое подробное описание и каталог работ художника. Взгляд фон Боде на творчество мастера ценен по сей день. 

Бертольдо предстает перед читателем с любопытной стороны: он постоянно переезжает из дома в дом, часто пребывает в долгах и тяжбах. Особый интерес вызывают его связи с Лоренцо Великолепным. В 1474 году священник Джованни ди Антонио, добиваясь платы за жилье, которую задолжал ему Бертольдо, отправил прошение о помощи самому Медичи, поскольку, как он объяснял, все знают, что художник «работает у Лоренцо, и поэтому я не хочу портить с ним отношения».

Несомненно одно: Бертольдо следует судить по его искусству. Он, как выясняется, действительно интересный скульптор, способный достигать монументальности даже в малых масштабах, он отличается замечательным прочтением и толкованием античного мира в новом духе. Произведениям Бертольдо не свойственна показная красивость, но в них присутствуют экспрессивные тенденции его учителя Донателло. Работы Бертольдо обладают внутренней силой, которую, очевидно, признавали и его главный покровитель Лоренцо ди Медичи, и молодой Микеланджело.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+