18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Кто и чем торговал на FIAC

Крупнейшая французская ярмарка современного искусства FIAC завершилась в Париже. По сравнению с прошлым годом она заметно разрослась благодаря более рациональному использованию пространства Гран-пале, Большого дворца: в нем разместились стенды 191 галереи-участницы, на семь больше, чем в 2013-м. Изменился и состав стран, представленных на ярмарке: присоединились Индия, Норвегия, Португалия, Саудовская Аравия и Япония. Новые участники потеснили европейские галереи (представительство последних сократилось с 73% до 65%), сдала свои позиции и Франция (с 55 галерей в минувшем году до 48 в этом), практически наравне с ней были представлены галереи из США (их на FIAC 45), а замыкала тройку лидеров с большим отрывом Германия (26 галерей-участниц). За пять дней ярмарку посетило 74,5 тыс. человек — на 1,4% больше, чем в прошлом году.

Немецкой галерее Neugerriemschneider принадлежал один из самых эффектных стендов на ярмарке. Прямо напротив входа зрителей встречала работа Олафура Элиассона Dew Viewer («Созерцатель росы») — полусфера, состоящая из 212 зеркальных сфер, которую галеристы разместили на черном тканом фоне и получили толпу желающих сделать «сэлфи» с произведением искусства, а заодно зайти на персональную выставку датско-исландского художника, которому галерея полностью посвятила свой стенд. В результате одна из работ Элиассона, «Новая планета», была продана за €375 тыс.

Популярным объектом съемок также стала Tornabuoni Arte, как и в прошлом году представившая лаконичную, но эффектную экспозицию. Однако в отличие от 2013 года, когда на стенде белым было абсолютно все, включая сами произведения, теперь итальянская галерея заявляла о себе издалека слоганом «Rosso!» (итал. «красный»). Пояснений, впрочем, не требовалось: цвет всех работ, отобранных для FIAC, варьировался от алого до бордового. Как и в прошлый раз, не обошлось без работы Франчески Паскуали — объемного панно из пластмассовых трубочек для питья, в 2013 году белых, в этом — ярко-красных.

Один из завсегдатаев крупных ярмарок, галерея White Сube, напротив, отдала предпочтение спокойным тонам: в центре ее стенда помещались работы Дэмиена Херста Beatific (2008) и «Страх» (1994). Другой корифей арт-рынка, Gagosian Gallery, на ярмарку привез в основном скульптуры Джона Чемберлена из частей разбитых машин на любой вкус и кошелек: цены на большие произведения исчислялись в миллионах евро (галерея попросила не называть конкретно), но были и работы помельче и подешевле. Как минимум одна из работ была продана.

Внимание публики также привлек стенд немецкой галереи Nagel Drexler, где находилась масштабная инсталляция американца Марка Диона The Jungle Shop («Магазин в джунглях»), которая больше всего похожа на магазинчик из фильмов об американской глубинке, чем и выделялась среди более рафинированных стендов. Стоит отметить, что, рискнув привезти такое большое произведение на FIAC, организаторы не прогадали: к официальному началу работы ярмарки инсталляция уже была продана. Прочим оставалось довольствоваться небольшими подготовительными рисунками Диона, цены на которые варьировались от $1 тыс. до $2 тыс.

Недорогое искусство можно было приобрести на стенде музея современного искусства «Коллекция Ламбер» из Авиньона: фотографию художницы Дженни Холзер Shriek («Крик») за €1 тыс. или фотографию Дугласа Гордона и Франсуа Алара «Тюрьма» за €500.

Стенд Nahmad Contemporary особенно выделился уровнем представленных произведений: буквально с порога гостей ярмарки встречали две работы Пабло Пикассо, причем не графические листы, как у других галерей, а внушительные масляные полотна. «Натюрморт с кувшином и черепом» (ок. 1930) продавался за $12 млн, а более крупная работа «Сидящий мужчина, 30 января 1972 года» — за $20 млн. Также на стенде были представлены Энди Уорхол, Жан-Мишель Баскиа, Урс Фишер — сплошь топовые имена.

К концу ярмарки было зафиксировано немало сделок с суммами свыше миллиона. «Без названия» Кристофера Вула продана в галерее Simon Lee за €2,3 млн, а может быть, даже за €2,8 млн. Абстракция Герхарда Рихтера ушла со стенда Van De Weghe за €2,2 млн. Галерея Lisson пристроила три скульптуры Аниша Капура, самую большую — за €1,1 млн.

Нужно было очень постараться, чтобы найти на FIAC русских художников. У Annely Juda fine art обнаружились три совсем небольшие карандашные работы Казимира Малевича стоимостью около €165 тыс. каждая и одна средних размеров графическая работа 1923 года Александры Экстер за €156 тыс. Еще одно графическое произведение художницы — «Женщина в очках» (1927) — было представлено на стенде галереи Le Minotaur. В секторе Lafayette (знаменитая сеть магазинов с 2009 года финансово поддерживает присутствие на FIAC десяти молодых галерей) парижская High Art выставила скульптуры молодой художницы украинского происхождения Ольги Балемы.

На день раньше программы Большого дворца в парижских доках, Городке моды и дизайна Les Docks, открылся новый проект FIAC(Off)icielle, своего рода филиал ярмарки, где разместились еще почти 60 галерей из 13 стран. По словам директора ярмарки Дженнифер Флей, организаторы хотели показать новые галереи, молодые и не очень, новых художников и тех из них, кто не был широко представлен на арт-сцене. Однако ожидать совсем малоизвестных галерей, пожалуй, не стоит: аренда стоимостью €445 за 1 м2 площади делает невозможным для них участие в (Off)icielle.

FIAC во французской столице отнюдь не элитарное мероприятие: у входа в Гран-пале стояла очередь из желающих посетить ярмарку, приходили с маленькими детьми и пожилыми родственниками. Помимо самой ярмарки, FIAC представила обширную параллельную программу Hors les murs («Вне стен»). Так, кроме уже нашумевшей и пострадавшей от вандалов двусмысленной надувной скульптуры «Дерево» Пола Мак-Карти, жители и гости Парижа могли увидеть уличные работы Георга Базелица, Сезара Бальдаччини, Ники де Сен-Фалль и еще 14 художников и скульпторов в саду Тюильри, проекты в Саду растений и в Национальном музее естественной истории. Интересно, что часть этих крупноформатных произведений тоже была продана.

Самым активным покупателем — по крайней мере из тех, кто известен публике, — стал миллиардер Франсуа Пино. «Как французский коллекционер я восхищен тем, что FIAC делается второй по значению ярмаркой искусства в мире и ключевым событием на международной сцене», — сказал он, приобретя в свой фонд Pinault Collection целый ряд работ, от гигантского «Циклопа» Томаса Хаусиго и скульптуры Роберта Гобера до коллекции бумажных работ шестидесятника Мишеля Парментье.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+