Департамент морской археологии Франции, известный как DRASSM, в начале 2021 года спустил на воду судно «Альфред Мерлен», ставшее новейшим пополнением его узкоспециализированной флотилии. Построенный на судостроительном заводе в городе Ла-Сьота на Лазурном Берегу, этот 46-метровый белоснежный корабль, украшенный синими и красными вертикальными полосами на бортах, сейчас проходит тестирование и должен быть принят в эксплуатацию в мае. Среди прочего на нем имеются кормовой подъемный кран, высота которого достаточна для погрузки небольшой подводной лодки, и капитанский мостик, начиненный новейшими приборами, который называют «мостиком будущего» — une passerelle du futur.
Альфред Мерлен, человек и корабль
Новое исследовательское судно названо в честь Альфреда Мерлена (1876–1965) — знаменитого французского историка, нумизмата и эпиграфиста, основателя подводной археологии. Он родился в Орлеане. С детства проявлял интерес к истории и географии, что привело его в Рим, где он получил профессиональное образование в престижной Французской школе. Впоследствии Мерлен занял должность директора Управления древностей в Тунисе, где поначалу занимался изучением античного города Дугга.
В 1907 году исследователь, узнав о появлении на местном рынке артефактов, поднятых со дна моря ловцами губок, организовал подводную археологическую экспедицию в районе деревни Махдия. В результате на глубине около 40 м были обнаружены обломки греческого корабля, затонувшего в начале I века до н.э. За шесть последующих лет со дна было извлечено 1340 уникальных предметов: мраморные ионийские колонны, бронзовые и мраморные статуи, парадные доспехи из бронзы, свинцовые и керамические изделия.
Завершив службу в Тунисе, Альфред Мерлен с 1921 по 1946 год работал хранителем греческих и римских древностей в Лувре. В 1928-м он был избран членом Академии эпиграфики и изящной словесности, постоянным секретарем которой состоял до 1964 года. Удостоен ордена Почетного легиона. Скончался в городе Нёйи-сюр-Сен под Парижем в возрасте 89 лет.
«Альфред Мерлен» носит имя французского археолога, который в 1907 году у побережья Туниса провел первые в мире подводные раскопки. Лидирующие позиции в этой сфере Франция сохраняла и впоследствии. В 1966 году по инициативе тогдашнего министра культуры Андре Мальро был учрежден DRASSM — первый на планете специальный департамент, посвященный подводному наследию. Подобный приоритет не покажется удивительным, если принять во внимание, что Франция занимает второе место в мире по площади подводных территорий и европейские воды составляют лишь 5% из них. Таким образом напоминает о себе колониальное прошлое.
График работы «Альфреда Мерлена» на 2021 год уже составлен: судно будет проводить исследования в Средиземном море и участвовать в продолжающихся у побережья французского Бреста поисках обломков кораблей «Кордильера» и «Регент», затонувших в XVI веке. Кроме того, «Альфред Мерлен» внесет вклад в поиски невольничьего судна «Лёсден», затонувшего в 1738 году в водах Суринама и Французской Гвианы. Прежде чем покинуть палубу уходящего под воду корабля, члены голландского экипажа заперли в трюме 664 африканских пленника. Установить его местонахождение сегодня важно, поскольку это одновременно и массовое захоронение, и историческое место преступления.
Имевшееся у DRASSM однокорпусное судно «Андре Мальро» на момент его спуска в 2012 году было образцом передового кораблестроения. Директор департамента Мишель Л’Ур рассказывает, что все это время оно пользовалось очень большим спросом. Но уже в 2015 году началась работа над проектом «Альфреда Мерлена», носившим тогда кодовое название Nessie («Несси»), что расшифровывалось как «инициатива нового эффективного исследовательского корабля». В самом этом названии усматривался определенный скептицизм: хотя участники команды вкладывали всю свою фантазию и богатый опыт в образ корабля мечты, они все же не были уверены, что мечта когда-нибудь станет реальностью.
По словам Л’Ура, «Альфред Мерлен» находится «практически на территории Жюля Верна», где-то между научной фантастикой и историей. Это один из самых крупных кораблей, полностью построенных из композитных материалов, так что заодно он будет служить еще и плавучей лабораторией для наблюдения за ними в долгосрочной перспективе.
Если «Андре Мальро» не способен пересечь Атлантический океан, то «Альфред Мерлен» легко может преодолеть расстояние от Бретани до Ньюфаундленда или, с остановкой на дозаправку на Канарских островах, до Французской Вест-Индии. На корабле есть место для жизни и работы 28 человек на протяжении 10 дней, запас воздуха и газовой смеси для 20 дайверов, системы электронного обнаружения и измерения, новейшие компьютеры и, что самое важное, роботы.
За последнее десятилетие DRASSM в сотрудничестве со Стэнфордским университетом и Университетом Монпелье разработал целую подводную роботокоманду. В нее входят гуманоид «Океан один» (скорее аватар, чем машина, поскольку он управляется находящимся на палубе археологом при помощи тактильного интерфейса, так что, как поясняет Л’Ур, «если „Океан один“ что-нибудь сломает, ответственность все равно на человеке»), пара робототехнических рук, способных выполнять тонкие и точные манипуляции, а также флотилия транспортных средств на дистанционном управлении. В их числе «Иларион», видеограф, способный в режиме реального времени передавать запись оператору, и «Артур», легкий робот, который может погружаться на глубину до 2,5 тыс. м — в 2,5 раза глубже, чем было возможно ранее.