18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Разработаны правила для эфемерного

№90
Материал из газеты

Благодаря новым Единым правилам организации комплектования, учета, хранения музейных предметов музеям будет легче приобретать современное искусство

Новые музейные правила готовились несколько лет, к их разработке Министерство культуры привлекало Союз музеев России, ИКОМ РФ, искусствоведов — специалистов по новым медиа. Предыдущие инструкции по комплектованию, учету и хранению действовали 35 лет — с 1985 года — и давно морально устарели. Они не учитывали необычные, иногда эфемерные формы contemporary art и многие другие реалии музейной практики.

Согласно новым Единым правилам, вступившим в силу 1 января 2021 года, в музеях появятся экспериментальные фонды, которые будут собирать современное искусство из необычных материалов: видео­арт, инсталляции, компьютерное искусство, реди-мейды («арт-объекты с оригинальной художественной концепцией, состоящие из утилитарных предметов промышленного изготовления»), «произведения из недолговечных материалов, подверженных быстрому старению и деструктуризации (поролон, резина, баннерная ткань, пластик, органические вещества…)», и прочее.

«Создание музейных экспериментальных фондов можно только приветствовать, — говорит начальник отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова. — Сколько раз материал становился препятствием к тому, чтобы работа художника попала в коллекцию Третьяковской галереи! Реставраторы говорили, что такие вещи со временем будут неизбежно разрушаться, поэтому многие произведения из нетрадиционных материалов оформлялись в научно-вспомогательный фонд, само название которого будто ставит под сомнение их статус серьезного искусства.

В экспериментальном фонде мы сможем наблюдать за поведением недолговечных материалов десятилетиями».
Принятию новых Единых правил предшествовала дискуссия, начатая 20 лет назад Центром культуры и искусства «МедиаАртЛаб». Учрежденная в 1995 году некоммерческая организация все эти годы была драйвером новых медиа. Произведения искусства в этой области настолько эфемерны, что создание архивов — едва ли не главнейшая задача арт-сообщества во всем мире. Было подсчитано, что 90% медиа­арта 1980–1990-х годов бесследно исчезло вместе с устаревшими носителями информации, VHS-кассетами и дискетами. Если бы государственные музеи это искусство покупали, потери не были бы такими катастрофическими. Позднее одна из создателей «МедиаАртЛаб», искусствовед Ольга Шишко возглавила отдел кино- и медиаискусства в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Этот музей одним из первых разработал и принял внутренний регламент, позволивший собирать digital art.

Старший научный сотрудник, хранитель в отделе новейших течений Государственного Русского музея Валентина Беляева также весьма позитивно отзывается о новых правилах, хотя и говорит, что с момента их принятия прошло еще мало времени, чтобы оценить эффект. Но вообще-то в ГРМ уже давно собирают неформатное искусство. «Отдел и фонд новейших течений во главе с Александром Боровским были созданы в 1991 году. Уже тогда была достигнута договоренность, что мы своего рода музей в музее. На сегодняшний день в отделе собрано 3 тыс. экспонатов, из них 80% — дары. У нас есть видео, компьютерное искусство, ассамбляжи, произведения из нефти, куриных перьев, резины, скорлупы, пыли.

Экспериментальный фонд станет подразделом фонда новейших течений. Новая структура поможет нам быстрее и эффективнее оперировать экспонатами. Легче будет, например, отправлять на выставки произведения компьютерного искусства», — говорит Валентина Беляева.

Первые кандидаты на перевод в экспериментальный фонд — хрупкая инсталляция из 327 предметов «Серое вещество» Александра Бродского и «Чайка» из поролона скульптора Пьеро Джиларди (р. 1942), одного из основателей арте повера (это дар немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг). Но еще до принятия прогрессивных Единых правил хранители позаботились, чтобы с вещами ничего не случилось: «Чайка» находится под пристальным контролем, а для инсталляции совместно с автором разработали и сделали большую витрину.

Это все к тому, что инструкции инструкциями, но здравый смысл и ответственное отношение к делу еще никто не отменял. 


Ольга Шишко
Заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С.Пушкина

Для нас стало большой радостью, что Единые правила, принятые Министерством культуры, написаны с оглядкой на регламент нашего музея. Над регламентом работали как специалисты отдела кино- и медиаискусства, так и коллеги из IT, юридических служб, учета и комплектования, что позволило внести довольно серьезные, но логичные изменения в отношение к новым медиа.

Ключевая особенность нашего регламента — то, что предметы медиаискусства стали восприниматься в соответствии с их нематериальной природой. Если раньше все видео- и аудио­инсталляции становились заложниками дисков и флеш-накопителей, на которые наносились инвентарные номера и которые словно сами становились объектами хранения, то теперь для хранения нематериальной составляющей произведения используются электронные депозитарии и предметом хранения становятся сами файлы.

Кроме того, обязательной частью комплекта хранения сегодня является инструкция художника, без нее невозможно восстановление авторского замысла. Старые нормативы не требовали такого, да и вообще не признавали медиаискусство за отдельную область арта. Все эти знания последние полвека аккумулировали наши коллеги в МоМА в Нью-Йорке, в парижском Центре Помпиду. Я рада, что новое понимание искусства возобладало и в России. Восприятие медиаискусства в соответствии с его природой открывает государственным музеям большие возможности. Это и более свободный обмен с институциями по всему миру даже в условиях закрытых границ, и шеринг (совместное владение) коллекций, который позволяет закреплять межинституциональные связи и распределять финансовую нагрузку на закупку новых работ.

Надеюсь, что впереди нас ждет еще много невероятных изменений!

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+