Недавно правительство премьер-министра Марка Рютте первым в Европе утвердило единый протокол процедуры репатриации предметов колониального искусства. Принимая во внимание рекомендации консультативной комиссии, Нидерланды обязались безоговорочно отдать из национальной художественной коллекции любые предметы, которые в свое время были вывезены из бывших голландских колоний.
В начале нынешнего лета исследовательский консорциум, куда входят представители девяти музеев и амстердамского Университета Врейе, готовится запустить проект, который обойдется в €4,5 млн. Его результатом должна стать разработка практического руководства по вопросам колониальных коллекций, предназначенного для музеев. На программу «Неотложные вопросы» выделено €3,5 млн из фондов Национальной исследовательской программы.
Возглавили комиссию Уэйн Модест, директор по контенту Национального музея мировых культур, и Сюзан Лежен, декан факультета гуманитарных наук Университета Врейе. Комиссию собрали сроком на четыре года, в ее состав входят пять кандидатов наук, пять постдокторантов и двое исследователей провенанса. Привлекут и специалистов со стороны — экспертов и активистов из Африки, Азии и Америки.
«Мы изучим пути, которыми предметы попадали в музеи: были ли они проданы под принуждением или захвачены в ходе войн, куплены, обменены или подарены, и случилось ли это в колониальном контексте, — говорит Уэйн Модест. — Рассмотрим также возможное будущее этих предметов и способы их возвращения на родину». По оценкам музейной группы, около 40% из 450 тыс. экспонатов в национальной этнографической коллекции, которая хранится в Музее этнологии в Лейдене, Музее тропиков в Амстердаме и Музее Африки в Берг-ен-Дале, происходит из колоний.
Национальный музей мировых культур одним из первых среди музеев Европы, еще в марте 2019 года, опубликовал свои принципы репатриации. В документе под названием «Возвращение культурных ценностей: принципы и процесс» говорится о «прозрачности процедур рассмотрения и оценки заявок на возвращение культурных ценностей, их проведении в соответствии с требованиями взаимного уважения, сотрудничества и своевременности».
Амстердамский Рейксмузеум также изучает происхождение предметов из своей коллекции; отчет по избранным экспонатам должен быть представлен Министерству образования, культуры и науки Нидерландов в конце года. «Нам следует внимательно относиться к колониальным собраниям, — заявила недавно глава этого ведомства Ингрид ван Энгелсховен. — В государственной коллекции не должно остаться предметов культурного наследия, попавших туда преступным путем».
Йос ван Бёрден, доктор наук, чья диссертация вышла в виде книги «Сокровища в надежных руках», приветствует такой шаг: «Это новаторский, прогрессивный, радикальный разрыв с прошлым». Однако один аспект новой политики вызывает у него тревогу: артефакты, которые были вывезены из неголландских колоний, не будут автоматически репатриированы. Они «также могут рассматриваться в качестве объектов репатриации», но комиссия, согласно заявлению правительства, «будет взвешивать интересы различных сторон». Ученый предупреждает, что это обстоятельство «вызовет замешательство и разочарование на глобальном Юге».
Эксперт по реституции Ваутер Верарт, профессор философии права в Университете Врейе, разделяет сомнения ван Бёрдена. «Странно, что с культурными объектами, захваченными другими колониальными державами, будут обращаться не так же, как с теми, что были захвачены голландцами», — говорит он. Кэтрин Хикли