18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Метрополитен-музее проходит выставка графики Гойи

№90
Материал из газеты

Выставка «Яркое воображение Гойи в графике» демонстрирует его богатое воображение и мрачный взгляд на человечество

В наши дни не нужно далеко ходить, чтобы встретить чудовищ. Они — среди нас, без масок, вооруженные и не стесняющиеся в выражениях. А вот что сегодня увидишь редко, так это рисунки, на которых эти упрямые твари заслуженно высмеиваются. Раньше у каждой газеты был политический карикатурист, у каждой эпохи был свой бич. Где наши Домье, наши Томасы Насты, наши Хогарты? Зато у нас есть возможность вживую увидеть творения мастера Франсиско де Гойи на актуальной и своевременной выставке его рисунков и офортов в Метрополитен-музее. 

Положение придворного художника, быть может, и повысило социальный статус Гойи, но в то же время под влиянием этой работы у него сформировался чрезвычайно мрачный взгляд на человечество в целом. В некоторых его произведениях материнство показано жестоким, словно палач, а искореженные фигуры изгоев по-своему симпатичны. 

Кроме того, они входят в число самых часто встречающихся образов Гойи. Но это вовсе не значит, что его обращение к сфере фантазии и колдовства хоть сколько-нибудь менее захватывающе. Скорее, наоборот, крылатые черти и плоды воображения — самые будоражащие из всех. И самые безумные.

Судя по всему, Гойя обратился к такому интимному материалу, как бумага, чтобы дать выход своей ярости и подавленности из-за потери слуха. Большая часть произведений в экспозиции, подготовленной куратором Марком Макдональдом, входит в собственное собрание Метрополитен-музея, в том числе изображения боя быков, который Гойя наблюдал в более зрелом возрасте во время добровольного изгнания во Францию, и альбомы, документирующие бытовые неурядицы и ночные ужасы жизни во времена инквизиции. Остальные экспонаты представляют собой избранные вещи из серий «Бедствия войны» и «Капричос», образы которых настолько сильные и яркие, что до сих пор живут в коллективной памяти. И все же одно дело — изучать такие знакомые изображения, как офорт «Сон разума рождает чудовищ», и совсем другое — видеть висящими бок о бок два подготовительных рисунка к нему. Самый ранний, предоставленный на время Музеем Прадо, сияет потусторонним светом, который бросился мне в глаза даже с другого конца набитого битком зала; при ближайшем рассмотрении он оказался потрясающим во всех своих мельчайших подробностях.

По этой выставке все двигаются медленно. И в этом заключается ее главная проблема. Рисунки довольно маленькие, как и залы, где они висят. Даже в условиях ограниченной заполняемости и соблюдения санитарных требований другие тела создают помехи. В день, когда я сходила на выставку, люди в залах были предельно вежливы друг с другом, но их близость настолько нервировала, что было трудно сосредоточиться, а для того, чтобы в вынужденно скупом освещении детально рассмотреть каждую из работ, сосредоточиться крайне необходимо. Потому что в этом заключается удовольствие рассматривания оригиналов, недоступное при перелистывании печатного каталога. При всей остроте комментария Гойи в его работах нет ни одного штриха, ни одной тени, которая не дышала бы практически осязаемой красотой. 

Метрополитен-музей
Яркое воображение Гойи в графике
До 2 мая

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+