18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Реликвия из Русского музея вновь засияла серебром и золотом

№90
Материал из газеты

После реставрации епитрахиль сможет принимать участие в выставках. Первой может стать большой юбилейный проект, посвященный 100-летию отдела реставрации Русского музея

Орнаментальная епитрахиль, шитая по зеленому атласу, украшенная ликами святых и сложным узором, отреставрирована впервые за время своего бытования в Русском музее. Более 80 лет она хранилась в фондах ГРМ, переданная сюда вместе с другими древностями в 1938 году из Эрмитажа, куда попадали предметы старины из разных источников.

Название «епитрахиль» происходит от греческого слова, означающего всякий аксессуар, расположенный на шее. Эта богослужебная принадлежность представляет собой длинное узкое полотно, состоящее из двух фрагментов, соединенных на спине. Она надевалась на шею и спускалась спереди двумя концами, объединенными швом. Епитрахиль считалась обязательным предметом облачения — без нее нельзя было совершать службу.

По традиции на лицевых сторонах епитрахили изображали кресты, реже лики святых или ангелов. Всего в собрании древнерусского искусства ГРМ сегодня хранится восемь орнаментальных епитрахилей, украшенных жемчугом, серебряными плашками, камнями, и пять с лицевыми изображениями. Экспонат, отреставрированный в мастерских музея, интересен тем, что на нем вышиты фигуры в рост: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Богослова и святого Николы, а также лики серафимов и сцена Благовещения. Все полотно украшено растительным орнаментом, шитье выполнено золотом и серебром.

Как сообщила нашему изданию заведующая отделом реставрации тканей ГРМ Зинаида Сильнова, художник-реставратор высшей категории, епитрахиль была сильно изношена и находилась в сложном состоянии: шелковый фон сильно потерт, имелись многочисленные сквозные утраты ткани, края полотнища местами расползались. Грязь глубоко въелась в нити, что потребовало кропотливой чистки. 

«Любая ткань боится грязи и света, она от них разрушается, но в то же время грязь иногда играет и роль естественного консерватора, — рассказала Зинаида Сильнова. — На участке ткани вокруг шеи лежал буквально валиком слой черной грязи, которую необходимо было очень скрупулезно счищать пинцетом, используя органические растворители. Но в какой-то момент пришлось остановиться, иначе получились бы дыры».

В ходе реставрации были максимально удалены или ослаблены места загрязнений. Сечения нитей укрепили шелковыми швами, имитирующими атласное переплетение. Кромку законсервировали прозрачным шелковым газом и укрепили по всему периметру епитрахили, устранили заломы ткани в верхней части облачения. Утраты шелкового фона по возможности восполнили. «Сейчас реставрация не приветствует восполнение утрат, наша главная задача — консервация, — объяснила Зинаида Сильнова, — но в некоторых местах ткань пришлось дополнить. Эти дополнения видны, их можно в любой момент удалить, то есть они соответствуют главному принципу современной реставрации — обратимости».

Теперь епитрахиль сможет принимать участие в выставках. В частности, в большой юбилейной выставке, посвященной 100-летию отдела реставрации, которое Русский музей будет отмечать в следующем году.  

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+