18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как фрески воссоздавались из праха

№90
Материал из газеты

В Новгороде Великом открылась для посещения мастерская художников-реставраторов Грековых

Мастерская Александра и Валентины Грековых с 1966 года располагается на территории Новгородского кремля, в здании Судного и Духовного приказов. Именно здесь проводились грандиозные работы по восстановлению разрушенных во время Великой Отечественной войны фресок церкви Преображения (Спаса на Ковалеве). Собор Спасского монастыря близ Новгорода относился к редчайшим памятникам древнерусской культуры: он был построен в 1345 году по заказу боярина Онцифора Жабина и расписан за один летний сезон в 1380-м. Реставрационные работы здесь велись еще до революции. В ходе оборонительных боев в августе 1941 года эта церковь служила опорным плацдармом для частей Красной армии и в результате ожесточенного обстрела со стороны противника была разрушена до пятиметровой высоты.

Храм простоял в руинах до 1962 года, когда по инициативе именитых ученых, среди которых были Виктор Лазарев и Александр Монгайт, началась подготовка к восстановительным работам. В 1965 году руководителем проекта по воссозданию фресок XIV века был назначен Александр Петрович Греков (1909–2000), а Валентина Борисовна Грекова (1931–2019) стала его незаменимой помощницей. Благодаря их труду удалось вернуть первоначальный вид значительной части росписей собора. Греков предложил новую методику реконструкции: при разборе руин церкви ее пол был разделен на участки, и фрагменты фресок сразу раскладывались системно, согласно их расположению на стенах, что существенно облегчало реставраторам задачу. Итогом многолетнего труда стало восстановление 120 композиций древней росписи, 30 из которых были смонтированы на титановых щитах по авторской методике Грековых. Академик Дмитрий Лихачев так писал об их работе: «То, что удалось сделать, — это не только спасти фрески шестисотлетней давности и мирового значения, но и создать новый памятник — терпению и патриотизму тех, кто мужественно противопоставил свой созидательный труд войне, разрушению, фашистскому варварству». В 1989 году супруги были удостоены Государственной премии СССР.

Недавно их мастерская обрела статус музея. В двух ее помещениях сейчас проходит выставка «Возрождение росписи 1380 года церкви Спаса Преображения на Ковалеве», где представлены воссозданные живописные композиции на тех самых титановых щитах, копии росписей и схемы фрескового ансамбля, созданные в свое время Грековыми. Особый раздел посвящен жизни и деятельности четы реставраторов, в чьих судьбах отразилась трагическая история XX столетия. Между тем реставрационная часть мастерской остается действующей: сегодняшние специалисты продолжают работать над восстановлением фресок. Теперь посетители получили возможность заглянуть и туда, чтобы своими глазами понаблюдать за процессом реставрации древней живописи.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+