18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Американский суд вернул Афганистану древности на 1,8 млн долларов

Национальный музей Афганистана получил в коллекцию 33 артефакта. Реституция предметов по делу крупнейшего арт-контрабандиста XXI века продолжится

По сообщению окружной прокуратуры Манхэттена, 33 артефакта на общую сумму $1,8 млн, среди которых бронзовая маска Силена (II век н.э.) и бронзовая статуэтка стоящего Будды (III–IV века н.э.), возвращены Афганистану на официальной церемонии с участием посла этой страны в США Ройи Рахмани. Они будут выставлены в Национальном музее Афганистана в Кабуле.

Все эти предметы связаны с именем арт-дилера Субхаша Капура, который более трех десятилетий руководил нью-йоркской галереей Art of the Past. Капур был арестован в Германии в 2011 году. Ныне он находится в индийской тюрьме в ожидании суда по обвинению в контрабанде произведений искусства на сумму свыше $100 млн. В 2011–2020 годах американские власти нашли и вернули в Афганистан, Индию, Непал и Шри-Ланку более 2,5 тыс. предметов на общую сумму $143 млн, проданных этой галереей. Они были обнаружены в хранилищах по всему Нью-Йорку во время крупной разыскной операции под кодовым названием Hidden Idol.

Галерея Art of the Past и ее дочерняя фирма Nimbus Import/Export специализировались на продаже азиатских и ближневосточных предметов старины и снабжали ими музеи по всему миру. После ареста Капура все учреждения, покупавшие у него экспонаты, начали тщательные расследования, итогом многих из которых стал возврат нелегально вывезенных произведений искусства. В их числе — Музей Линдена в Штутгарте, Музей искусств Толидо в штате Огайо, Художественный музей Гонолулу, Музей азиатских цивилизаций в Сингапуре и многие другие.

Одной из наиболее крупных сделок оказалась продажа по подложным документам о провенансе бронзовой статуи танцующего Шивы XI века Национальной галерее Австралии за $5,6 млн в 2008 году. Как показало расследование, эта и семь других статуй были украдены по заказу Капура из полуразрушенного индийского храма в 2006 году. В 2014-м Австралия вернула статую в Индию.

В 2016 году ежегодная нью-йоркская арт-ярмарка Asia Week была потрясена серией конфискаций, произведенных полицией (власти, очевидно, специально ожидали ее проведения). Тогда со стендов трех галерей и двух аукционных домов, включая Christie’s, были конфискованы восемь предметов, провенанс которых восходил к тому же Капуру.

Офис окружного прокурора Манхэттена планирует после завершения индийского процесса экстрадировать Капура для суда в США. Обвинительные приговоры в Америке уже получили три подельника арт-дилера: менеджер галереи Аарон Фримен, подруга Селина Мохамед и сестра Сушма Сарин.

С 1980-х годов Капур продал или подарил музеям еще тысячи предметов, остающихся неопознанными. Чтобы найти их, американские федеральные агенты просматривают многолетние деловые записи, электронные письма и каталоги галериста, пытаясь представить полную картину его обширной сети поставщиков, которая простиралась от Афганистана до джунглей Камбоджи и храмов Южной Индии. Для подделки провенанса чаще всего он пользовался легендой о том, что предметы происходят из семейной коллекции его дедушки.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+