Авторы роскошного альбома «Пост-Фаберже» — бизнесмены и филантропы Максим и Денис Арциновичи, третьим их соавтором значится Марина Николаевна Лопато (1942–2020) — специалист по западноевропейскому ювелирному искусству, доктор искусствоведения, заведующая сектором западноевропейского серебра в Государственном Эрмитаже. Издание посвящено новейшей истории камнерезного искусства. Как пишут в предисловии братья Арциновичи, они поняли, что через 30 лет ситуация в этой области будет примерно такая же, как с изучением Фаберже: уйдут мастера, забудутся обстоятельства и придется по крупицам историю воссоздавать. Книгу они посвятили памяти своей мамы — Натальи Константиновны Арцинович.
Авторы, что называется, сильно в теме. Один из них, Максим Арцинович, родился в Грозном, окончил Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского в Ленинграде, в 1990-е занялся бизнесом и преуспел. Более четверти века он коллекционирует камнерезное искусство, часть своего собрания в 2011 году передал Эрмитажу. Сегодня Максим Арцинович называет себя лондонским ювелиром русского происхождения с карибским паспортом. Он владеет ювелирным домом MaximiliaN London и фондом Maximilian Art Foundation. Арцинович является попечителем Минералогического музея им. Ферсмана, Эрмитажа, Мультимедиа Арт Музея. В том числе и поэтому их директора, а еще глава Гохрана Андрей Юрин написали приветствия в книгу «Пост-Фаберже». Альбом полон цветных фотографий самих произведений и черно-белых портретов мастеров-камнерезчиков, коллекционеров и искусствоведов, изучающих их творчество. Лет через 30–40 книга станет ценным источником для исследователей постсоветского ювелирного искусства.
В ней рассказано, как начиная с 1990-х это ювелирное направление искало свои образы и стиль, постепенно высвобождаясь из-под магии Фаберже. Авторы разделили материал по жанрам (анималистика, флористика, блокированная миниатюра и прочее), отдельную главу посвятили коллекционерам, остановились на деятельности различных художественных школ, причем не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Тагиле. Региональный обзор дополнила статья кандидата искусствоведения Людмилы Будриной «Центры художественной обработки камня в России». В книге описаны технические моменты: из каких источников поступало сырье для резьбы, как влияло на качество наличие тех или иных инструментов. По мнению авторов, своего расцвета русское камнерезное искусство новейшего времени достигло в середине 2000-х, чему во многом способствовали нефтяные сверхдоходы. В тот недолгий период количество произведений, созданных только в Санкт-Петербурге, исчислялось тысячами.
Оборотной стороной ажиотажного спроса стало размывание профессиональной среды. «Приток „нефильтрованной“ рабочей силы», как формулируется в книге, сказался на качестве работ. И хотя авторы — знатоки и коллекционеры — уверены, что эта «пролетаризация» (точнее было бы сказать — люмпенизация) была некритичной, для читателя, который судит об отрасли по иллюстрациям в книге, ответ не столь очевиден. Наоборот, создается впечатление, что своеобразной расплатой за отказ от заветов Фаберже стало дурновкусие. Любопытно было бы также проследить, как повлияла массовая культура (комиксы, например, или высокобюджетные кинострашилки Marvel) на воображение камнерезов.
Как бы то ни было, обнаженные девичьи тела в сладостном изгибе (Nova vita, Александр Корнилов, 1991; «Пробуждение источника», Юлия Гоголь, 2020), один из двух (а лучше оба) хрустальных черепов работы Антона Ананьева или совокупляющихся мышек («Трехкомпонентная теория любви…», Михаил Масляков, 2017) можно причислить к той группе из пяти-десяти работ, отсутствие которых в издании явно пошло бы ему на пользу.