18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг музеев — 2021: 41 000 дней без музеев

№91
Материал из газеты

Из-за пандемии в 2020 году посещаемость музеев катастрофически резко упала. Но был и ряд успехов, в том числе блокбастер «Леонардо» в Лувре и выставка сокровищ Тутанхамона в Галерее Саатчи

В обычные годы за лучшие места перед «Моной Лизой» в Лувре успевает побороться более 9 млн человек, а на весеннее открытие ежегодной выставки Института костюма в нью-йоркском Метрополитен-музее собирается полмиллиона модников. Но 2020 год, отмеченный пандемией коронавируса, обычным не назовешь. Как показал наш ежегодный рейтинг, из-за вынужденного закрытия на карантин суммарная посещаемость сотни самых популярных музеев мира упала на ошеломляющие 77% — с 230 млн человек в 2019 году до 54 млн в 2020-м.

Более двух десятилетий основой нашего рейтинга были данные о посещаемости выставок. Но, поскольку многие выставки либо были перенесены, либо вовсе отменились, на этот раз его фокус сместился. Хотя мы и упоминаем некоторые ключевые выставки, прошедшие между локдаунами, эта информация включена, скорее, для контекста, а ядром нынешнего отчета стала общая музейная посещаемость.

Год начался с сообщений о новом вирусе COVID-19, стремительно распространяющемся в Ухане. К концу января в городе ввели карантин, а Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку заболевания в Китае «чрезвычайной ситуацией международного значения». Сотрудникам Музея провинции Хубэй, одного из крупнейших в Ухане, который был закрыт с 23 января по 13 июня, было запрещено перемещаться между работой и домом. Поэтому его директор Фан Цинь взял постель и кухонную утварь и возглавил группу из 70 сотрудников, разбивших на территории музея лагерь, что позволило им на протяжении нескольких месяцев заботиться о коллекции. Самым посещаемым музеем Азии стал японский Музей искусства XXI века в городе Канадзава, в котором в 2020 году побывало 971 тыс. человек. В прошлом году он был закрыт всего на 66 дней больше обычного, что отражает склонность Японии избегать строгих локдаунов. 

Суммируя информацию от более чем 280 опрошенных нами музеев, мы посчитали, что в среднем музеи были закрыты на 145 дней больше, чем обычно, что в совокупности дает потрясающую воображение 41 тыс. дней — выходит, что за прошлый год было упущено более века посещений музеев.

Кризис в Европе

Италия и Испания первыми в Европе ввели общегосударственный карантин. К середине марта уже около 250 млн европейцев сели в самоизоляцию, хотя стратегии различались от страны к стране. Так, Франция и Италия выбирали более продолжительные периоды ограничений и более строгие запреты на передвижение, чем, например, Дания и Финляндия. В среднем музеи Европы были закрыты в 2020 году на 112 дополнительных дней. Если в 2019-м ведущую сотню европейских музеев посетило около 83 млн человек, то в 2020-м этот показатель равен всего 24 млн. Европейские города также столкнулись с резким сокращением числа туристов, особенно в обычно прибыльные летние месяцы. 

Согласно отчету Всемирной туристской организации ООН, минувшим летом Париж принял всего 5% от обычного числа гостей. Суммарная посещаемость Лувра, Центра Помпиду и Музея Орсе упала на 73% — с 16,5 млн в 2019 году до 4,5 млн в 2020-м. Около 2,7 млн человек посетили Лувр, и он, несмотря на падение в 72%, возглавил наш рейтинг посещаемости. Показать такой выдающийся результат помогла уникальная выставка Леонардо да Винчи, закрывшаяся в феврале. Она привлекала более 10 тыс. человек в день и стала самой посещаемой в истории музея. Несмотря на это, Лувр сообщил, что его финансовые потери в 2020 году составили около €90 млн. Фонд Louis Vuitton был закрыт на целых 226 дней, и его посетило всего 253 тыс. человек против 800 тыс. в 2019-м.

Отсутствие туризма и локдауны затронули и крупные музеи Испании. Посещаемость Музея Прадо упала на 76% (с 3,5 млн в 2019-м до 852 тыс. в 2020-м), а Центра искусства королевы Софии — на 72% (с 4,4 млн до 1,2 млн). Из-за пандемии Прадо был закрыт 85 лишних дней и вернулся к работе, сократив свою пропускную способность более чем вдвое. 

Посещаемость таких итальянских тяжеловесов, как Музеи Ватикана, Галерея Уффици и Галерея Академии во Флоренции, упала на 81%, 72% и 81% соответственно. А вот посещаемость Королевского дворца в Милане, несмотря на то что он был закрыт целых 193 дополнительных дня и это один из самых высоких показателей среди европейских музеев в нашем отчете, снизилась всего на 48% и составила около 391 тыс. При сопоставимых сроках локдауна (186 дней) посещаемость Национальной галереи Ирландии в Дублине упала на 73%.

Успехи и поражения Британии

В Великобритании самым популярным музеем стал лондонский Тейт Модерн. Он обогнал Британский музей, в последнее десятилетие год за годом оказывавшийся на верхней строчке. По-видимому, это связано с тем, что Британский музей был закрыт 208 дней, а Тейт Модерн — только 173.

Крупнейшие музеи Соединенного Королевства очень зависят от международного туризма: в 2019–2020 финансовом году аудитория Британского музея на 77% состояла из зарубежных посетителей, Национальной галереи — на 60%. По предварительным данным Национальной статистической службы Великобритании, во втором квартале 2020 года, когда в стране был объявлен первый локдаун, количество зарубежных гостей сократилось на 94% по сравнению с 2019 годом. В среднем в 2020 году посещаемость британских музеев снизилась на 77%, а закрыты они были более полугода. Когда музеи вернулись к работе, были введены ограничения на число посетителей. Большинство музеев работали на 20–30% от обычной мощности.

Резкое падение посещаемости привело к огромным финансовым потерям. Доход от собственной деятельности четырех музеев Тейт снизился с £94 млн в 2019–2020 финансовом году до приблизительно £38 млн в 2020–2021 финансовом году, то есть на 60%. Музей Виктории и Альберта потерял 63% дохода, заработав £24 млн против £64 млн годом ранее. Эти цифры не только отражают потерю дохода от посещений (продажа билетов, розница и прочее), но и учитывают пожертвования, которые могут быть получены без физического присутствия в музее. Больше всех повезло Национальной портретной галерее, которая уже запланировала закрытие на большой ремонт в июне, но из-за пандемии закрылась на три месяца раньше.

Были и успехи. Передвижную выставку сокровищ Тутанхамона из каирского музея в Галерее Саатчи посмотрело более 580 тыс. человек, несмотря на стоимость билетов — по почти £40, а выставку Олафура Элиассона в Тейт Модерн увидело более полумиллиона человек.

Американская картина

США вышли на первое место в мире и по количеству связанных с ковидом смертей, и по числу зарегистрированных заражений. Поскольку у каждого штата свои протоколы безопасности, американские музеи придерживались очень разных правил. Число дополнительных дней закрытия варьировалось от 75 (Музей американского искусства «Кристал-Бриджес» («Хрустальные мосты») в штате Арканзас) до 293 (Национальный музей американских индейцев в Нью-Йорке). Многие музеи Калифорнии закрылись в марте и не работали большую часть года, в то время как «Кристал-Бриджес» вновь открыл свои двери уже в июне. Представительница Музея Де Янга в Сан-Франциско, который был закрыт на 191 дополнительный день и принял на 78% меньше посетителей, чем в 2019-м, рассказала The Art Newspaper, что «каждый месяц закрытия был связан с потерей приблизительно $750 тыс. дохода». Художественный музей округа Лос-Анджелес даже предпринял попытку частично компенсировать убытки, выставив на продажу дом своего директора стоимостью $2 млн.

С суммарной посещаемостью в 2,2 млн четыре художественных гиганта Нью-Йорка — Метрополитен-музей (1,1 млн), Музей современного искусства (706 тыс.), Музей американского искусства Уитни (233 тыс.) и Музей Соломона Р. Гуггенхайма (154 тыс.) — отвечают за 91% из 2,4 млн посетителей музеев города, вошедших в наш обзор. В 2019 году эти же музеи посетило 11 млн человек. Для Музея Гуггенхайма падение посещаемости составило 88%. Если многие нью-йоркские музеи были закрыты около шести месяцев, то Гуггенхайм не работал более семи месяцев. Пандемия не только расстроила планы Метрополитен-музея отметить свое 150-летие, но и привела к потере доходов в размере около $150 млн. Но с тех пор, как музей вернулся к работе в августе с 25%-ной проходимостью, число его посетителей, 90% которых — местные жители, составляет в среднем 4065 человек в день.

Бразилия стала еще одним эпицентром пандемии с самым большим после США числом зарегистрированных заражений. Данные, предоставленные 19 бразильскими институциями, вошедшими в наш обзор, демонстрируют, что в прошлом году музеи были закрыты в среднем 203 дня, что больше, чем в какой-либо другой стране. Культурный центр Банка Бразилии, который проводит очень популярные выставки на своих площадках в Белу-Оризонти, Бразилиа, Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, сообщил о суммарной посещаемости в 1,6 млн человек. Это на 72% меньше, чем зафиксированные в 2019-м 5,6 млн. Посещаемость Художественного музея Сан-Паулу (141 тыс.), Музея современного искусства Сан-Паулу (44 тыс.) и Пинакотеки Сан-Паулу (136 тыс.) упала на 81%, 79% и 75% соответственно. Институт Томиэ Отакэ в Сан-Паулу посетило почти 310 тыс. человек, что на 45% меньше позапрошлогоднего показателя. Несмотря на рост заболеваемости ковидом, президент страны Жаир Болсонару на протяжении всего кризиса настаивал на том, чтобы предприятия Бразилии не закрывались.

Успех Новой Зеландии

Новая Зеландия служит примером успешной борьбы с пандемией благодаря раннему вводу ограничений и строгим карантинным мерам. Ее музеи были закрыты меньше времени, чем в среднем по миру, и большинство из них не были вынуждены ограничивать пропускную способность после возвращения к работе, в отличие от других стран. Художественная галерея Крайстчерча «Те Пуна О Вайвету» была закрыта 54 дня, и ее посещаемость снизилась всего на 28%. Самый популярный музей страны, Музей Новой Зеландии «Те Папа Тонгарева», посетило почти 838 тыс. человек — на 46% меньше, чем в 2019 году. А Художественная галерея Окленда «Тои О Тамаки», хоть и была вынуждена не работать лишний 101 день и отменить выставки Пабло Пикассо и Клода Моне из-за ограничений на международное сообщение, сумела повернуть сложившуюся ситуацию себе на пользу. «Музей решил перенести на более ранние даты и расширить „Тои Ту Тои Ора. Современное искусство маори“, этапную выставку 111 наших коренных художников», — рассказала его директор Кирстен Лейси, добавив, что она была «самой большой за всю 133-летнюю историю музея».

Наш рейтинг свидетельствует о разрушительном воздействии пандемии на художественные институции по всему миру, но мы хотели бы отдать должное тем, кто оказался затронут сокращениями в музеях. В частности, мы благодарим сотни сотрудников пресс-служб, которые ответили на многочисленные вопросы нашей анкеты в период, когда многие вынуждены были работать из дома, столкнулись с сокращением своих рабочих часов и выводом в неоплачиваемый отпуск. 

Самые посещаемые художественные музеи мира. Топ-100

Звездочкой отмечены институции, располагающиеся в нескольких зданиях. Мы разделили разные площадки, чтобы получить более точные данные о посещаемости каждой из них. Дополнительные площадки и общие показатели посещаемости таковы: Метрополитен-музей (Клойстерс — 61 316; общая посещаемость — 1 124 759, не включая Метрополитен-Бройер (41 015), закрывшийся навсегда 13 марта 2020 года); Национальная галерея Виктории (Австралийская национальная галерея Виктории — 130 323; общая посещаемость — 767 186); Национальный музей современного искусства (MMCA) в Сеуле и Квачхоне (MMCA в Токсугуне — 134 868; MMCA в Чхонджу — 59 163; общая посещаемость — 828 855); Галерея современного искусства (GoМА) и Художественная галерея Квинсленда (QAG) (общая посещаемость — 601 061); Смитсоновский музей американского искусства (SAAM) делит здание с Национальной портретной галереей (Галерея Ренвика — 66 144; общая посещаемость SAAM и Галереи Ренвика — 387 430); Национальная галерея Шотландии и Национальная галерея современного искусства Шотландии (Национальная портретная галерея Шотландии — 85 838; общая посещаемость Национальных галерей Шотландии — 538 602); Верхний Бельведер (Нижний Бельведер — 38 260; Бельведер-21 — 33 183; общая посещаемость — 343 064); Центр Гетти (Вилла Гетти — 81 140; общая численность — 348 175).

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+