В обычные годы за лучшие места перед «Моной Лизой» в Лувре успевает побороться более 9 млн человек, а на весеннее открытие ежегодной выставки Института костюма в нью-йоркском Метрополитен-музее собирается полмиллиона модников. Но 2020 год, отмеченный пандемией коронавируса, обычным не назовешь. Как показал наш ежегодный рейтинг, из-за вынужденного закрытия на карантин суммарная посещаемость сотни самых популярных музеев мира упала на ошеломляющие 77% — с 230 млн человек в 2019 году до 54 млн в 2020-м.
Более двух десятилетий основой нашего рейтинга были данные о посещаемости выставок. Но, поскольку многие выставки либо были перенесены, либо вовсе отменились, на этот раз его фокус сместился. Хотя мы и упоминаем некоторые ключевые выставки, прошедшие между локдаунами, эта информация включена, скорее, для контекста, а ядром нынешнего отчета стала общая музейная посещаемость.
Год начался с сообщений о новом вирусе COVID-19, стремительно распространяющемся в Ухане. К концу января в городе ввели карантин, а Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку заболевания в Китае «чрезвычайной ситуацией международного значения». Сотрудникам Музея провинции Хубэй, одного из крупнейших в Ухане, который был закрыт с 23 января по 13 июня, было запрещено перемещаться между работой и домом. Поэтому его директор Фан Цинь взял постель и кухонную утварь и возглавил группу из 70 сотрудников, разбивших на территории музея лагерь, что позволило им на протяжении нескольких месяцев заботиться о коллекции. Самым посещаемым музеем Азии стал японский Музей искусства XXI века в городе Канадзава, в котором в 2020 году побывало 971 тыс. человек. В прошлом году он был закрыт всего на 66 дней больше обычного, что отражает склонность Японии избегать строгих локдаунов.
Суммируя информацию от более чем 280 опрошенных нами музеев, мы посчитали, что в среднем музеи были закрыты на 145 дней больше, чем обычно, что в совокупности дает потрясающую воображение 41 тыс. дней — выходит, что за прошлый год было упущено более века посещений музеев.
Италия и Испания первыми в Европе ввели общегосударственный карантин. К середине марта уже около 250 млн европейцев сели в самоизоляцию, хотя стратегии различались от страны к стране. Так, Франция и Италия выбирали более продолжительные периоды ограничений и более строгие запреты на передвижение, чем, например, Дания и Финляндия. В среднем музеи Европы были закрыты в 2020 году на 112 дополнительных дней. Если в 2019-м ведущую сотню европейских музеев посетило около 83 млн человек, то в 2020-м этот показатель равен всего 24 млн. Европейские города также столкнулись с резким сокращением числа туристов, особенно в обычно прибыльные летние месяцы.
Согласно отчету Всемирной туристской организации ООН, минувшим летом Париж принял всего 5% от обычного числа гостей. Суммарная посещаемость Лувра, Центра Помпиду и Музея Орсе упала на 73% — с 16,5 млн в 2019 году до 4,5 млн в 2020-м. Около 2,7 млн человек посетили Лувр, и он, несмотря на падение в 72%, возглавил наш рейтинг посещаемости. Показать такой выдающийся результат помогла уникальная выставка Леонардо да Винчи, закрывшаяся в феврале. Она привлекала более 10 тыс. человек в день и стала самой посещаемой в истории музея. Несмотря на это, Лувр сообщил, что его финансовые потери в 2020 году составили около €90 млн. Фонд Louis Vuitton был закрыт на целых 226 дней, и его посетило всего 253 тыс. человек против 800 тыс. в 2019-м.
Отсутствие туризма и локдауны затронули и крупные музеи Испании. Посещаемость Музея Прадо упала на 76% (с 3,5 млн в 2019-м до 852 тыс. в 2020-м), а Центра искусства королевы Софии — на 72% (с 4,4 млн до 1,2 млн). Из-за пандемии Прадо был закрыт 85 лишних дней и вернулся к работе, сократив свою пропускную способность более чем вдвое.
Посещаемость таких итальянских тяжеловесов, как Музеи Ватикана, Галерея Уффици и Галерея Академии во Флоренции, упала на 81%, 72% и 81% соответственно. А вот посещаемость Королевского дворца в Милане, несмотря на то что он был закрыт целых 193 дополнительных дня и это один из самых высоких показателей среди европейских музеев в нашем отчете, снизилась всего на 48% и составила около 391 тыс. При сопоставимых сроках локдауна (186 дней) посещаемость Национальной галереи Ирландии в Дублине упала на 73%.
В Великобритании самым популярным музеем стал лондонский Тейт Модерн. Он обогнал Британский музей, в последнее десятилетие год за годом оказывавшийся на верхней строчке. По-видимому, это связано с тем, что Британский музей был закрыт 208 дней, а Тейт Модерн — только 173.
Крупнейшие музеи Соединенного Королевства очень зависят от международного туризма: в 2019–2020 финансовом году аудитория Британского музея на 77% состояла из зарубежных посетителей, Национальной галереи — на 60%. По предварительным данным Национальной статистической службы Великобритании, во втором квартале 2020 года, когда в стране был объявлен первый локдаун, количество зарубежных гостей сократилось на 94% по сравнению с 2019 годом. В среднем в 2020 году посещаемость британских музеев снизилась на 77%, а закрыты они были более полугода. Когда музеи вернулись к работе, были введены ограничения на число посетителей. Большинство музеев работали на 20–30% от обычной мощности.
Резкое падение посещаемости привело к огромным финансовым потерям. Доход от собственной деятельности четырех музеев Тейт снизился с £94 млн в 2019–2020 финансовом году до приблизительно £38 млн в 2020–2021 финансовом году, то есть на 60%. Музей Виктории и Альберта потерял 63% дохода, заработав £24 млн против £64 млн годом ранее. Эти цифры не только отражают потерю дохода от посещений (продажа билетов, розница и прочее), но и учитывают пожертвования, которые могут быть получены без физического присутствия в музее. Больше всех повезло Национальной портретной галерее, которая уже запланировала закрытие на большой ремонт в июне, но из-за пандемии закрылась на три месяца раньше.
Были и успехи. Передвижную выставку сокровищ Тутанхамона из каирского музея в Галерее Саатчи посмотрело более 580 тыс. человек, несмотря на стоимость билетов — по почти £40, а выставку Олафура Элиассона в Тейт Модерн увидело более полумиллиона человек.
США вышли на первое место в мире и по количеству связанных с ковидом смертей, и по числу зарегистрированных заражений. Поскольку у каждого штата свои протоколы безопасности, американские музеи придерживались очень разных правил. Число дополнительных дней закрытия варьировалось от 75 (Музей американского искусства «Кристал-Бриджес» («Хрустальные мосты») в штате Арканзас) до 293 (Национальный музей американских индейцев в Нью-Йорке). Многие музеи Калифорнии закрылись в марте и не работали большую часть года, в то время как «Кристал-Бриджес» вновь открыл свои двери уже в июне. Представительница Музея Де Янга в Сан-Франциско, который был закрыт на 191 дополнительный день и принял на 78% меньше посетителей, чем в 2019-м, рассказала The Art Newspaper, что «каждый месяц закрытия был связан с потерей приблизительно $750 тыс. дохода». Художественный музей округа Лос-Анджелес даже предпринял попытку частично компенсировать убытки, выставив на продажу дом своего директора стоимостью $2 млн.
С суммарной посещаемостью в 2,2 млн четыре художественных гиганта Нью-Йорка — Метрополитен-музей (1,1 млн), Музей современного искусства (706 тыс.), Музей американского искусства Уитни (233 тыс.) и Музей Соломона Р. Гуггенхайма (154 тыс.) — отвечают за 91% из 2,4 млн посетителей музеев города, вошедших в наш обзор. В 2019 году эти же музеи посетило 11 млн человек. Для Музея Гуггенхайма падение посещаемости составило 88%. Если многие нью-йоркские музеи были закрыты около шести месяцев, то Гуггенхайм не работал более семи месяцев. Пандемия не только расстроила планы Метрополитен-музея отметить свое 150-летие, но и привела к потере доходов в размере около $150 млн. Но с тех пор, как музей вернулся к работе в августе с 25%-ной проходимостью, число его посетителей, 90% которых — местные жители, составляет в среднем 4065 человек в день.
Бразилия стала еще одним эпицентром пандемии с самым большим после США числом зарегистрированных заражений. Данные, предоставленные 19 бразильскими институциями, вошедшими в наш обзор, демонстрируют, что в прошлом году музеи были закрыты в среднем 203 дня, что больше, чем в какой-либо другой стране. Культурный центр Банка Бразилии, который проводит очень популярные выставки на своих площадках в Белу-Оризонти, Бразилиа, Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, сообщил о суммарной посещаемости в 1,6 млн человек. Это на 72% меньше, чем зафиксированные в 2019-м 5,6 млн. Посещаемость Художественного музея Сан-Паулу (141 тыс.), Музея современного искусства Сан-Паулу (44 тыс.) и Пинакотеки Сан-Паулу (136 тыс.) упала на 81%, 79% и 75% соответственно. Институт Томиэ Отакэ в Сан-Паулу посетило почти 310 тыс. человек, что на 45% меньше позапрошлогоднего показателя. Несмотря на рост заболеваемости ковидом, президент страны Жаир Болсонару на протяжении всего кризиса настаивал на том, чтобы предприятия Бразилии не закрывались.
Новая Зеландия служит примером успешной борьбы с пандемией благодаря раннему вводу ограничений и строгим карантинным мерам. Ее музеи были закрыты меньше времени, чем в среднем по миру, и большинство из них не были вынуждены ограничивать пропускную способность после возвращения к работе, в отличие от других стран. Художественная галерея Крайстчерча «Те Пуна О Вайвету» была закрыта 54 дня, и ее посещаемость снизилась всего на 28%. Самый популярный музей страны, Музей Новой Зеландии «Те Папа Тонгарева», посетило почти 838 тыс. человек — на 46% меньше, чем в 2019 году. А Художественная галерея Окленда «Тои О Тамаки», хоть и была вынуждена не работать лишний 101 день и отменить выставки Пабло Пикассо и Клода Моне из-за ограничений на международное сообщение, сумела повернуть сложившуюся ситуацию себе на пользу. «Музей решил перенести на более ранние даты и расширить „Тои Ту Тои Ора. Современное искусство маори“, этапную выставку 111 наших коренных художников», — рассказала его директор Кирстен Лейси, добавив, что она была «самой большой за всю 133-летнюю историю музея».
Наш рейтинг свидетельствует о разрушительном воздействии пандемии на художественные институции по всему миру, но мы хотели бы отдать должное тем, кто оказался затронут сокращениями в музеях. В частности, мы благодарим сотни сотрудников пресс-служб, которые ответили на многочисленные вопросы нашей анкеты в период, когда многие вынуждены были работать из дома, столкнулись с сокращением своих рабочих часов и выводом в неоплачиваемый отпуск.