18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Международный проект EMA EXPO открылся в Образовательном центре ММОМА

Куратор EMA Expo Глеб Глонти рассказывает о главных экспонатах выставки, объединившей специализирующихся на саунд-арте и цифровом искусстве художников из Аргентины, Германии, России и Швейцарии

В Образовательном центре Московского музея современного искусства открылся EMA Expo (Experimental Music and Art Expo) — проект, объединивший кураторов из России и Европы и художников, которые работают с новыми медиа, звуковым и цифровым искусством. Манифест проекта родился в дискуссиях внутри кураторской команды. В нее входит в том числе Питер Кирн — создатель интернет СМИ Create Digital Music, куратор независимых программ на фестивалях CTM Berlin, MUTEK и Sonar+D. Одно из главных понятий манифеста — «сверхтекучесть» (superfluidity). «…Люди и технологии соединяются непредсказуемыми, постоянно изменяющимися способами. В этой ситуации художники могут посмотреть на происходящее со стороны и осмыслить это изменчивое постчеловеческое состояние… Если воспринимаемое время замедляется, технологии в творческих руках могут ускорить его, позволяя художникам развиваться быстрее, чем кризисы, с которыми сталкивается общество», — гласит манифест EMA Expo.

«Сверхтекучесть, — поясняет куратор Глеб Глонти, — это едва уловимая субстанция, почти концепция, проходящая сквозь нас. Постоянное обновление формы. Я начинаю думать о том, что технологии проникли не просто в нашу жизнь, а дальше, под кожу». Опираясь на это понятие, Глонти рассказывает о главных экспонатах на выставке.

«Электрофлора. Образцы: С-Пб 01–04» Бориса Шершенкова — это фрагмент спекулятивного проекта-исследования, рассматривающего наше понимание жизни. Электрофлора — нечаянно созданные людьми небиологические организмы, жизнедеятельность которых простирается за пределы материального мира, в эфирную область электромагнитных излучений. Эта работа открывает выставку, чтобы сразу перенастроить взгляд зрителя, представить очевидные вещи по-другому.

Совместный образовательный проект международной организации Tactical Tech и Гёте-института Data CTRL Centre посвящен медиаграмотности и защите данных в интернете. Его задача — побудить людей изменить свое отношение к персональным данным, конфиденциальным сведениям и любой другой информации.

Рядом — проект Сары Кульманн «Агентство Никогда» (Agency of Nowhen), онлайн-платформа, воспроизводящая логику контент-сервисов по подписке. В проекте исследуются разнообразные аспекты понятия bias (англ. «предвзятость» или «смещение») как непреодолимого явления, которое искажает восприятие информации.

Понятия «время» и «сон» рассматриваются в «Неидеальных симуляциях» Анны Титовец. Состоящая из видео, звуковой части и медиаскульптур работа отсылает нас к теории моделирования угроз (Threat Simulation Theory) нейробиолога-когнитивиста Антти Ревонсуо, который постулирует, что сны — это психологический тренажер мозга. Эта теория стала отправной точкой художественной интерпретации наполнения «стрессовых» или «кошмарных» снов конкретными событиями в сознании современного человека. Одна из частей видео связана с попытками расшифровать сновидения с помощью алгоритмов машинного обучения, связывающих паттерны активности спящего мозга с конкретными визуальными образами и далее — с наивными, фольклорными интерпретациями из толкователей сновидений, или сонников.

CODE_xi{isbtm} — комплекс из двух произведений немецкой художницы и физика Бирке Лу — это выраженное в объектах, звуке и видео исследование того, как концепции, которые мы выдвигаем для описания различных явлений, говорят о нас как о людях.

Инсталляция Local Authority дуэта Aebersold x Handberg берет под свой контроль световую и акустическую ситуацию в помещении, которое архитекторы выставки сделали максимально изолированным. Номинанты Swiss Emerging Artist Prize Крис Хандберг и Маркус Эберзольд используют свет и звук, чтобы стереть границы между объектом и архитектурой, субъектом и пространством — иными словами, соединяют реальное и виртуальное через чувственное, сенсорное восприятие, выстраивая мост между ними.

Лукас Гутьеррес в соавторстве с берлинским дуэтом мультимедийных художников Schall & Schnabel в аудиовизуальной работе «Мне нужно отдохнуть от сияния» затрагивает тему нарциссизма в эпоху новых технологий и социальных сетей. Дополняет ее серия скульптур «Головы», исследующая состояние ожидания.

Дуэт !Mediengruppe Bitnik акцентирует тему взаимодействия с устройствами IoT, «умными помощниками». Усиливается или ослабевает наша способность действовать, когда мы полагаемся на эти полуавтономные устройства? Современный человек должен понимать, что «умные устройства» слушают нас, и Siri не исключение — стоит упомянуть о чем-то неподалеку от телефона, как начинает приходить тематическая реклама. Это произведение предоставлено на выставку музеем цифрового искусства HeK в Базеле.

Аудиохудожник Сергей Костырко, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, работающий в области механики твердого тела, исследует алгоритмы роевого интеллекта, который моделирует поведение колоний насекомых или групп животных и используется для обработки информации многими современными приложениями. В основе его проекта — поведение скопления личинок, данные о скорости и направлении движения которых отображаются в параметрах алгоритмической музыкальной композиции.

В C-A-G-E Роман Головко соотносит четыре ноты (мощный аккорд до-ля-соль-ми) с их буквенной нотацией четырьмя буквами латинского алфавита, образующими слово cage (англ. «клетка, базовая единица построения»), отсылающее также к пионеру саунд-арта, композитору Джону Кейджу.

«Портал» Михаила Мясоедова посвящен пограничным состояниям. Художник размышляет об использовании технологий для управления фокусом внимания.

Выставку EMA Expo 2021 дополняет публичная программа под кураторством Анны Титовец с глобальным вопросом: «Строим ли мы новый мир вместе?». В ее рамках художники и эксперты размышляют на тему взаимоотношений с технологиями, обращаются к мечтам, утопиям и страхам, связанным с состоянием перехода в «новый мир», где технологии неотделимы от социума и повседневной жизни каждого человека. Вся программа доступна на сайте проекта.

Образовательный центр ММОМА
EMA Expo 2021
До 16 мая

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
4
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
5
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
6
Прививая вкус к современному искусству
Коллаборации, смелые проекты, партнерство с ярмарками искусства — «Мясной дом Бородина» быстро, органично и с долей юмора становится участником арт-процесса
12.12.2024
Прививая вкус к современному искусству
7
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Говоря о своих иностранных коллегах, которые в скором времени покинут посты руководителей музеев, генеральный директор Государственного Эрмитажа рассказал и о себе
02.12.2024
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+