18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русско-итальянский проект о золотом веке Венецианской республики открывается в музее-заповеднике «Царицыно»

№90
Материал из газеты

Интриги, азартные игры и любовные приключения венецианского карнавала — в Россию из Италии привезли более сотни уникальных артефактов

Государственный музей-заповедник «Царицыно» принимает у себя Фонд городских музеев Венеции. Несмотря на логистические сложности из-за закрытых границ в Россию из Италии привезли более сотни уникальных артефактов — экспонаты Дворца дожей, Музея Коррера и Ка’Реццонико (Музей Венеции XVIII века), Музея стекла на острове Мурано и палаццо Мочениго (Музей тканей и костюмов), которые входят в состав фонда.

Выставка «Под маской Венеции» рассказывает о венецианском сеттеченто — XVIII столетии. Это было время пышного увядания. Некогда могущественная морская держава, международный торговый хаб и центр редких ремесел (150 лет, в XV–XVI веках, Венеция была единственным местом в мире, где производили зеркала), к началу XVIII века город утратил позиции в военном деле, торговле и промышленности. (Впрочем, оставив за собой первенство в производстве предметов роскоши, нарядов и ювелирных украшений.) 

И тем не менее именно в этот век Венеция пережила подлинный расцвет. Город стал туристической Меккой Европы. Карнавалы длились по полгода, жизнь под маской раскрепощала нравы. Здесь работали восемь театров, творили драматурги Карло Гольдони и Карло Гоцци, сочинял музыку Антонио Вивальди. Многолюдные регаты запечатлевал на своих полотнах Каналетто, и столь же шумные балы — Франческо Гварди. В Венеции, в единственном городе на континенте, было официально разрешено казино, и сюда стекались охотники за удачей и легкими деньгами, среди которых был и родившийся там Джакомо Казанова. По сей день утонченный и порочный венецианский XVIII век — неисчерпаемый источник вдохновения для кино и литературы. Вот об этом блистательном, сложном и к тому же непродолжительном периоде и расскажет выставка в «Царицыне».

Из Италии привезли карнавальные маски, картины певца венецианской повсе­дневной жизни Пьетро Лонги, одежды знатных горожан, произведения муранских стеклодувов, портреты дожей и догаресс, железный нос гондолы XVII века, а также серию гравюр, посвященных визиту в Венецию в 1782 году цесаревича Павла Петровича и его жены Марии Федоровны (они путешествовали инкогнито под именем графов Северных).

Помимо итальянских партнеров, экспонаты на выставку предоставили российские музеи и коллекционеры: ГМИИ им. Пушкина, ГИМ, «Останкино» и «Архангельское», музей Университета геодезии и картографии, фонд IN ARTIBUS. Куратором с российской стороны выступила Дарья Колпашникова, куратор Кьяра Скуарчина представляет Фонд городских музеев Венеции. За экспозиционный дизайн отвечает Юлия Наполова (бюро PS Culture).

Посетители смогут представить себе быт благородных обитателей палаццо, заглянуть в кабинет образованного венецианца и будуар светской дамы. Один из разделов полностью посвящен азартным играм. Экспозиция занимает девять залов в Хлебном доме — самом крупном корпусе музея-заповедника «Царицыно». Согласно новомодным экспозиционным стандартам выставка построена так, что зритель может выбрать один из двух предложенных маршрутов.

«Выставка „Под маской Венеции“ — совсем не академический музейный проект, — говорит Дарья Колпашникова. — Мы осознанно отказались от строгих формулировок и ограничений одним или несколькими десятилетиями сеттеченто, чтобы рассказать увлекательную историю о переменчивом и вечно прекрасном городе, Венеции. Наша выставка — легкое и увлекательное приключение, в которое можно отправиться всей семьей или в одиночку. Это новый музейный опыт, который оценят даже те, кто обычно не ходит в музеи. Это возможность стать ближе к Италии благодаря выставочному проекту и разно­образной параллельной программе, которая включает концерты, лекции, экскурсии, спектакли, мастер-классы, уроки итальянского языка».

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Под маской Венеции
27 апреля – 29 августа

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+