18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Татьяна Маврина в Третьяковке: только радоваться и радовать

Третьяковская галерея собрала на выставке Татьяны Мавриной «Ода к радости» 200 произведений художницы, созданных на протяжении практически всего ХХ века, с 1910-х годов и до его конца

Экспонаты выставки «Татьяна Маврина. Ода к радости» собраны по многим музеям и частным коллекциям. На ней показано более 200 работ, среди них нет ни одной мрачной.

Татьяна Маврина прожила долгую жизнь: родилась в 1900 году, умерла в ­1996-м. За пять месяцев до смерти в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка «Татьяна Алексеевна Маврина: живопись, графика. 20–40-е и 90-е годы». По названию видно, что работала Маврина до последних дней и, как всегда, с радостью. Она прожила русский ХХ век с его трагедиями и тяготами, не теряя энергии и оптимизма, не изменяя своим интересам и совести. «У нее светлый и озорной, уверенный в себе и живущий в ладу с жизнью легкий, веселый талант», — писал в книге о художнице Владимир Костин.

Маврина училась во ВХУТЕМАСе у Роберта Фалька, которым восхищалась. Входила в группу «13», члены которой делали ставку на быстрое, динамичное рисование, сохраняющее свежесть впечатлений. В 1930-е годы иллюстрировала книги, писала маслом. В послевоенное время изучала русскую иконопись и народные промыслы, что проявилось и в ее графике, делала зарисовки из многочисленных поездок по старым русским городам. 

Организаторы выставки поставили перед собой задачу показать все этапы, все темы, которыми она занималась, чтобы у зрителей создалось целостное впечатление о ее творчестве.

Маврина действительно была цельным художником, хотя ее ранние модернистские акварели и рисунки тушью — лаконичные, легкие, демонстративно небрежные — заметно отличаются от более поздних графических листов, плотных и ярких, неопримитивистских и фольклорно-лубочных. Но в каждый период видна точная работа с цветом, любовь к ярким краскам.

Не раз упомянутое современниками озорство Татьяны Мавриной особенно заметно в ее многочисленных ню. Своих голых корпулентных дам она изображала иронично, но с симпатией, без пиетета к красоте женских форм, свойственного многим художникам-мужчинам. Неизменную веселость она сохраняла и в натюрмортах с иконами, которые очень любила и собирала. Написала статью «О древнерусской живописи (Наша коллекция)». Также показаны пять великолепных икон из собрания Мавриной и ее мужа, художника Николая Кузьмина. А в городских пейзажах художницы почти обязательно присутствуют церкви, что естественно, поскольку она изображала старые города, но все же видно, что ей очень нравились луковки куполов на тонких шеях барабанов и желтое золото крестов на фоне неба. Живописью Маврина увлекалась только в предвоенное десятилетие, на картинах у нее изображены те же портреты, пейзажи и букеты, что и в графике.

Из книжных иллюстраций Мавриной — а ими она занималась многие годы, — кураторы выставки Екатерина Архипова и Ирина Лейтес выбрали виртуозные рисунки к «Житейским воззрениям кота Мурра» Эрнста Теодора Амадея Гофмана, почти монохромные гуаши к «Харчевне королевы Гуселапы» Анатоля Франса и сдержанные цветные листы к роману Эмиля Золя «Чрево Парижа». По ним видно, как она могла обуздать свой темперамент ради соответствия стилю и интонации авторов книг. Все эти работы сделаны в конце ­1930-х годов. Время было тяжелое и для нее тоже, иллюстрирование было единственным заработком.

В 1938-м Маврина написала «Цветущую ниву». В каталоге выставки приведено ее воспоминание об этой картине: «Общее впечатление — праздничное, хотя изображено время засухи. От засухи сгорела рожь, одни васильки! До сих пор еще памятны малиновым жаром обведенные облака. Так я их и написала, но акцента „на бедствии“ — не сделала, и сейчас не делаю». Она так жила и работала — без акцента на бедствиях.

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Татьяна Маврина. Ода к радости
До 15 августа

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+