Чтобы оценить всю прелесть посвященной крупнейшему в мире радиотелескопу РАТАН-600 выставки «РАТАН 21.33. К Единице Кардашева и обратно» в Специальной астрофизической обсерватории РАН (САО РАН), надо понимать контекст. Арт-проект развернут в поселке Нижний Архыз Карачаево-Черкеcской Республики, которая в следующем году отметит 100-летие. Точнее, 100 лет назад была образована область в составе РСФСР, республикой она стала в 1992-м. Карачаево-Черкесия занимает площадь 14 тыс. кв. км (примерно как три Москвы); в республике проживает 470 тыс. жителей (как в Черемушках и Чертанове вместе взятых), из них 60% — в деревнях и селах; плотность населения составляет 33 человека на 1 кв. км (для сравнения: в Москве плотность 4,8 тыс. человек, в Подмосковье — 178). То есть мы имеем дело с малонаселенными, преимущественно сельскими территориями в предгорьях Кавказа, где нет даже собственного аэропорта (самолеты садятся в соседнем Ставропольском крае — в городе Минеральные Воды). При этом безлюдные долины Карачаево-Черкесии прорезаны превосходными дорогами («пунктик» и достижение главы республики Рашида Темрезова), в ускоренном темпе строятся горнолыжные курорты (и старый Домбай, и совсем новый Архыз). То, что в Карачаево-Черкесии разливают одноименную с курортом питьевую воду «Архыз», известно. А вот то, что лет 20 назад в республику завезли абердин-ангусских бычков и сегодня в местных ресторанах можно попробовать стейк не хуже, чем в Буэнос-Айресе или Нью-Йорке, — пока для туристов приятная новость. Но даже горные лыжи, вода и стейки не главное сокровище Карачаево-Черкесии. Главное — астрофизика.
В начале 1960-х, на волне научного энтузиазма, связанного с полетом Юрия Гагарина в космос, Академия наук СССР решила построить астрофизическую обсерваторию для изучения далеких галактик. Начали искать место в горах. Подходящие площадки были в Грузии, Казахстане, Карачаево-Черкесии. Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин сказал, что строить надо обязательно на территории РСФСР. Поэтому много позже Россия не лишилась красавицы обсерватории, как лишилась того же Байконура.
Самый большой на тот момент азимутальный телескоп с главным зеркалом диаметром около 6 м строили в течение десяти лет, с 1965 по 1974 год. Проект был невероятно сложным: пришлось не только отливать гигантскую заготовку для зеркала весом 70 т (что получилось со второго раза), а затем придавать ей параболическую форму, в результате чего она потеряла более половины своего веса, но и транспортировать ее на Кавказ и в самих горах прокладывать идеально ровный серпантин на высоту 2,07 тыс. м. На проект уходила четверть (!) бюджета Академии наук СССР. Часто бывавший на стройке президент АН Мстислав Келдыш любил приговаривать, обращаясь к астрономам: «Дорогие вы мои, дорогие!»
Для обслуживания телескопа чуть ниже, в ущелье, возвели научный городок на 800 человек: четыре жилых дома, лабораторный корпус, общежитие, школа с бассейном, детский сад. Оберегаемый нестрогой, но все-таки пропускной системой, весь комплекс в Новом Архызе и сегодня в превосходном состоянии, телескоп на вершине горы выглядит так, словно недавно сдан в эксплуатацию. Сама постройка — шедевр советского модернизма; там все «родное», вплоть до оконных рам, витражного потолка внутри холла и пульта управления — пусть и нерабочего (сегодня телескопом управляют компьютеры), но сохраненного в первозданном виде.
Помимо большого телескопа азимутального (БТА), Астрофизическая обсерватория РАН включает радиотелескоп РАТАН-600 с рефлекторным зеркалом диаметром около 600 м (объекты расположены на расстоянии 25 км друг от друга). Это такое необъятное травяное поле, окруженное по периметру стеной из подвижных металлических щитов. Еще в республике работает филиал Пулковской обсерватории; в 2014 году свою Кавказскую горную обсерваторию построил здесь МГУ. По концентрации астрофизиков на душу населения Карачаево-Черкесия занимает едва ли не первое место в мире, и уж точно ей нет равных в России. И вот в этом-то научном оазисе в окружении пастбищ для барашков и бычков вдруг расцвело современное искусство.
Мадина и Мариана Гоговы — близнецы, дочери бизнесмена Сергея Гогова, фигуры настолько непубличной, что в интернете даже нет его фотографии. Зато его красавицы дочери — фигуры активно публичные. Окончившие с отличием все учебные заведения, которые им приходилось посещать (школа, МГИМО и факультет искусств МГУ), они олицетворяют собой достижения кавказского феминизма, сколь ни парадоксально звучит такое словосочетание. В 2010-е Мариана создала некоммерческий Фонд поддержки современного искусства и культуры Gogova Foundation: во-первых, для продвижения в мире родной республики и, во-вторых, для развития в самой Карачаево-Черкесии творческой, инновационной атмосферы. У Gogova Foundation и созданной сестрами галереи современного искусства Artwin Gallery всепланетные амбиции. Они принимают участие в международных ярмарках современного искусства типа Armory Show в Нью-Йорке и у себя на площадке в Москве делают ставку на молодых художников. А Мадина Гогова в это время работала министром культуры КЧР и позднее, в ранге вице-премьера, стала представителем республики в столице.
Пять лет назад в Специальной астрофизической обсерватории РАН в Нижнем Архызе фонд открыл арт-резиденцию. Каждый год в течение нескольких месяцев в резиденции работают один-два художника, после чего делают отчетные выставки. Самая крупная выставка в САО РАН (ее организовал атташе Австрии по культуре Симон Мраз) с участием Ирины Кориной, Юрия Пальмина, Александры Паперно, Анны Титовой и других прошла в 2016 году. Пандемия приостановила эту практику, но 60-летие полета Гагарина просто нельзя было пропустить, и Мариана и Мадина Гоговы привезли в Карачаево-Черкесию проект «РАТАН 21.33. К Единице Кардашева и обратно» института «Стрелка».
Программа The Terraforming Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» предлагала участникам поразмышлять над преобразованием Земли в масштабах как минимум Солнечной системы. Международная группа художников-исследователей в составе Евгении Берчул, Юлии Бесплеменновой, Яни Зейгермана и Стюарта Тернера попыталась представить себе, что будет, если человечество овладеет космической энергией. В основу возможных сценариев они положили теорию советского астрофизика Николая Кардашева (1932–2019), разделившего цивилизации на три вида в зависимости от «энергоемкости». В своем нынешнем состоянии человечество не дотягивает даже до единицы по этой шкале, хотя по сравнению с 1800 годом увеличило энергопотребление в 28 раз. Если мы сможем увеличить его еще в 9450 раз и достигнуть «Единицы Кардашева», то перенесем производство на Луну, а Землю превратим в заповедник. Впрочем, это не единственный вариант развития событий.
Вот эти-то теории, оформленные во впечатляющий видеоперформанс, и презентовали в САО РАН в Карачаево-Черкесии художники института «Стрелка». Презентация шла на английском языке с русскими субтитрами. Избранный директор обсерватории Геннадий Валявин (за свою долгую жизнь, прежде чем окончательно вернуться на родину, он поработал в Южной Корее, Мексике и Швеции), по его собственным словам, был очень впечатлен.
Вторая часть проекта — «РАТАН 21.33» — связана непосредственно с крупнейшим в мире радиотелескопом. Его можно обойти по периметру как раз за 21 минуту 33 секунды, при этом слушая в наушниках написанную для перформанса музыку.
Резонный вопрос: как воспринимает эти арт-практики местное, в большинстве своем сельское (в сугубо положительном смысле слова), население? Жители астрономического городка — весьма благосклонно. На открытие проекта министерство культуры республики привезло студентов и старшеклассников из окрестных вузов и школ — они тоже наблюдали за действом с интересом. Но более всего это нужно тем, кто стремится Карачаево-Черкесию посетить. Трудно даже назвать их обычными туристами (хотя астрономический туризм — маршрут по научным объектам — тут тоже развивается). Сочетание настоящей науки, девственных горных пейзажей и актуального искусства весьма непривычно и создает правильный контекст, в котором само собой получается активно думать. Каждому — о своем.
backcasting-kardashev.one
До 15 мая