18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Не Леонардо! Атрибуции воскового бюста помог кашалот

Ученые раскрыли происхождение воскового бюста богини Флоры, который приобретался знаменитым директором Музеев Берлина Вильгельмом Боде в 1909 году как шедевр эпохи Возрождения

Леонардо или не Леонардо? Нет, речь идет не о «Спасителе мира» и даже не о рисунке, прозванном «Прекрасная принцесса» (пастель на пергаменте с профилем девушки, предположительно Бьянки Сфорцы, споры об авторстве которой идут последние 20 лет), а о восковом бюсте богини Флоры. Он был приобретен в 1909 году для Королевских музеев Берлина как работа великого итальянского мастера, что незамедлительно вызвало скандал международного масштаба. В течение двух лет с момента покупки бюста было опубликовано более 730 статей в поддержку и против его атрибуции Леонардо да Винчи. Об этом рассказывает Ина Реш, руководитель исследования, доказывающего, что автором произведения был, вероятнее всего, английский скульптор XIX века Ричард Кокл Лукас или кто-то из его современников, вдохновлявшихся, как и он, творчеством старых мастеров.

Вильгельм Боде, возглавлявший Музеи Берлина с 1905 года и до своей смерти в 1929 году, приобрел эту скульптуру высотой 70 см в Лондоне за баснословные 185 тыс. золотых марок. Он был убежден, что покупает произведение Леонардо да Винчи — из-за сходства бюста с портретами кисти мастера. Хотя восковых скульптур эпохи Возрождения известно не было, Боде и многие другие искусствоведы ссылались на то, что Леонардо знаменит как раз экспериментами с новыми материалами. Однако Густав Паули (1866–1938), директор гамбургского Кунстхалле, уже тогда предположил, что бюст мог изваять Ричард Кокл Лукас, автор многочисленных работ из слоновой кости, мрамора и воска, вдохновленных ренессансным искусством.

Лукас был успешным скульптором, известным своими медальонами и рельефами. Учился в Королевской академии художеств, где позже регулярно выставлялся. Кроме того, Лукас был умелым рисовальщиком, гравером, фотографом, антикваром, а также архитектором-любителем (построил два дома в Чилуорте в графстве Гэмпшир), а сыну дал имя Альбрехт Дюрер. Лукас был чудаком и верил в существование фей, фотографировал самого себя в костюмах разных эпох — от Античности до Ренессанса — и регулярно разъезжал по Саутгемптону на римской колеснице.

В 1910 году сын Лукаса сообщил, что бюст Флоры — работа его отца, созданная в 1846 году из свечных огарков. В доказательство собственных слов он предъявил рисунок, на основе которого якобы ваялась скульптура, и рассказал, что помогал отцу набивать ее газетами и щепками, действительно обнаруженными внутри. В ответ Боде, до самой своей смерти упорно отстаивавший атрибуцию Леонардо, заявил, что эти факты могут указывать не на происхождение бюста, а на его реставрацию XIX века — аргумент, к которому регулярно прибегают в дискуссиях вокруг подделок. Результаты различных экспертиз не позволили прийти к однозначному выводу. Споры велись долгие годы: одни утверждали, что Боде купился на подделку, другие полагали, что работа действительно создана в эпоху Возрождения, но ее автором был не Леонардо.

Теперь тайна наконец-то раскрыта. В журнале Scientific Reports вышла статья Ины Реш (сотрудничающей с Лабораторией музеев Франции и Институтом химических исследований Парижа, а ранее с Лабораторией имени Ратгена в Берлине), а также Люсиль Бек и Ингрид Каффи из лаборатории по измерению изотопа углерода-14 при Университете Париж-Сакле, которые исследовали воск скульптуры при помощи технологии радиоуглеродного датирования.

Анализ образцов подтвердил, что бюст сделан из спермацета — воскоподобного вещества, получаемого из спермацетового мешка в голове кашалота. Этот материал с небольшим добавлением пчелиного воска широко использовался в XIX веке для изготовления свечей. Таким образом, радиоуглеродный анализ затруднялся тем, что речь идет о смеси веществ наземного и подводного происхождения (как объясняется в статье, замедленное достижение радиоуглеродного равновесия в Мировом океане приводит к кажущемуся увеличению возраста остатков морских организмов). По словам исследовательниц, «процесс еще больше осложняется тем, что для точной калибровки океанического материала необходимо точно знать местонахождение его источника», а киты и кашалоты известны тем, что преодолевают очень большие расстояния. Ученым пришлось вывести формулу, которая дала возможность объединить атмосферную и морскую калибровочные кривые с учетом пропорций этих компонентов в составе бюста.

Анализ показал хронологические рамки от 1704 до 1950 года, что позволило как минимум сделать вывод о том, что бюст был создан не в эпоху Возрождения. Пробы также сравнили с образцами, взятыми из рельефа «Леда и лебедь» Ричарда Кокла Лукаса из коллекции Музеев Берлина. Как сообщается в статье, состав воска обеих скульптур оказался «практически идентичным».

Выходит, что знаменитый директор Музеев Берлина ошибался, а сын художника, судя по всему, был прав.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+