Когда в 2020 году физические двери закрылись, распахнулись цифровые. В начале марта прошлого года, как раз перед интернет-бумом, случившимся на фоне пандемии, The Art Newspaper провела первый анализ числа подписчиков музеев в социальных сетях. Теперь количество подписчиков на основных онлайн-платформах (Instagram, Twitter и Facebook) у 100 самых посещаемых музеев из мирового рейтинга подсчитали снова, чтобы увидеть, что изменилось за этот абсолютно беспрецедентный период.
На первый взгляд кажется, что немногое. Десять музеев, у которых в прошлом году было больше всего подписчиков в социальных сетях, остаются на тех же позициях. Только темпы роста в топ-10 у всех разные.
Ради самого интересного пришлось провести внимательный анализ данных. Больше всего подписчиков 100 лучшим музеям мира принес Instagram: там аудитория росла быстрее всего. Суммарное число любителей музеев на этой платформе выросло на 13 млн, то есть на 30%. Для сравнения: у Twitter тот же показатель составляет 13%, у Facebook — всего 5%. А это значит, сбылось то, что мы предсказывали в прошлом году: Instagram стал самой популярной соцсетью среди музеев, отобрав этот титул у Twitter. Суммарное количество подписчиков 100 лучших музеев в 2021 году в Instagram составляет 54,4 млн, в Twitter — 51,5 млн и в Facebook — 36,3 млн (справедливости ради отметим, что Instagram принадлежит компании Facebook).
За пределами первой двадцатки есть интересные истории успеха. Итальянские музеи, например, переживают ренессанс в том, что касается интернета. Музеи Ватикана увеличили количество подписчиков на 53% — до 365 тыс., а их аудитория в Instagram выросла более чем в 6 раз. Папский музей теперь ежедневно публикует посты с текстами на итальянском и английском, а также регулярно выкладывает ролики на Reels и IGTV. Галерея Уффици увеличила количество подписчиков в социальных сетях на 50% — до 762 тыс., которые примерно поровну принесли Instagram и Facebook. Хотя в начале 2020 года у музея даже не было аккаунта в Facebook.
Стоит упомянуть и другие триумфы Instagram. Резко возросла аудитория этой сети у парижского Музея Орсе — более 360 тыс. новых подписчиков (суммарно фолловеров почти 1,3 млн), то есть прирост более чем на 40%. Instagram-поклонников мадридского Центра искусства королевы Софии прибавилось на 57%. За новостями Государственного Эрмитажа в Instagram теперь следит на 45% больше людей, то есть почти 700 тыс. Аккаунт Государственных музеев Берлина, которые объединяют 19 институций столицы Германии, стал на 44% популярнее, достигнув 55 тыс. подписчиков — это серьезный результат для страны, где музеи на удивление тихо ведут себя в социальных сетях (немецкие музеи занимают 87-е место в общем рейтинге самых активных институций в соцсетях).
В прошлом году в рейтинг самых популярных у музеев соцсетей ворвался новичок — TikTok. Хотя многие крупные институции пока не используют эту платформу с короткими видео (ни один из топ-10 музеев не может похвастать армией подписчиков в TikTok), некоторые уже добились на новом поле огромного успеха. Так, Уффици в TikTok собрала 70,4 тыс. подписчиков, амстердамский Рейксмузеум — 78,1 тыс., Версальский дворец — 98 тыс.
А теперь удивительное. В аккаунте Музея жизни Черной страны (по сути, это целый реконструированный промышленный городок начала XX века) в североанглийском Дадли собралось аж 569,1 тыс. фолловеров. В 2020 году TikTok назвал аккаунт этого музея одним из 100 лучших в Великобритании, а издание Guardian после тщательно проведенного исследования сообщило, что он оказался самым посещаемым музеем в TikTok. И есть все основания утверждать, что в рейтинге 2022 года говорить о TikTok мы будем намного больше.