Миллиардер и производитель предметов роскоши открыл долгожданный частный музей, спроектированный Фрэнком Гери. Никакие детали о составе экспозиции музея в Булонском лесу вплоть до открытия не разглашали.
Новое здание Фонда Louis Vuitton, основанного французским миллиардером Бернаром Арно, официально открылось в парижском Булонском лесу 25 октября. На торжественной церемонии присутствовал президент Франции Франсуа Олланд. Спроектированный американским архитектором Фрэнком Гери (прославившимся футуристическим зданием Музея Гуггенхайма в Бильбао), этот частный музей поражает своими размерами и 12 эффектными застекленными «парусами», под которыми расположены 11 галерей и лекторий. Как рассказал Гери, такое решение было вызвано ограничениями по высоте, действующими в этом округе: стекло смотрится более легким.
Президент группы компаний LVMH, мирового лидера индустрии роскоши, Бернар Арно приступил к этому проекту стоимостью €100 млн в 2006 году, через год после того, как бюрократические проволочки вынудили его главного конкурента магната Франсуа Пино оставить намерения построить музей на острове Сеген в Париже. Жалуясь на то, что чрезмерная бюрократия привела к серьезным задержкам в осуществлении проекта, Пино перевез свою коллекцию в Италию и открыл две ставшие очень популярными арт-площадки в Венеции, в Палаццо Грасси и в Пунта делла Догана.
Состав экспозиции в новом музее Арно до последнего держали в тайне; похоже, все сотрудники, связанные с коллекцией, дали обет молчания. Известно, что это комбинация из произведений, принадлежащих LVMH, и тех, которыми владеет лично Арно. Проектом руководит хранительница коллекции миллиардера Сюзанна Паже. Фонд подтвердил, что выставка проектов Гери совпадет с его первой европейской ретроспективой в Центре Помпиду. Несколько источников сообщают, что в новом музее также должна открыться выставка работ Олафура Элиассона. В 2005 году этот датско-исландский художник спроектировал лифт, доставляющий посетителей в старое здание фонда — Espace Culturel Louis Vuitton в Париже. В музее планируется и выставка современного французского классика Кристиана Болтанского.
Парижский консультант по искусству, которая предпочла остаться неназванной, сообщает, что французским СМИ фактически запретили сообщать о проекте до конца сентября. «Он любит создавать культ тайны, — добавила она. — Арно не считают особенно авангардным коллекционером, его вкус очень изящный, очень буржуазный». По ее словам, среди художников, которых, как полагают, собрал Арно, — Аниш Капур, Дуг Эйткен, Пьер Уиг, Филипп Паррено, Кристофер Вул и Розмари Трокель. В 2006 году он приобрел работы Элсуорта Келли, Ричарда Серры и Маурицио Каттелана. В 2003 году Арно купил на ярмарке FIAC работу Уго Рондиноне, а в следующем году — примерно за $6,5 млн картину Жана Дюбюффе «Улица Пифр» (1961). Временная выставка произведений из Фонда Louis Vuitton в Гонконгском художественном музее в 2009 году включала работы Жан-Мишеля Баскиа, Цао Фей, Райана Трекартина и Сиприена Гайара.
Посетители нового музея после 27 октября смогут увидеть работу Дэмиена Херста «Золотой телец» (2008), бычка в витрине с формалином. Он принес художнику на знаменитом аукционе Sotheby’s, когда тот в 2008 году распродавал свои произведения, £10,3 млн. Британский журнал Art Monthly сообщил тогда, что инсайдеры торгов сочли именно Арно телефонным покупателем скульптуры быка с копытами из 18-каратного золота. Пресс-секретарь миллиардера отказалась прокомментировать это предположение.
Заключив хитрое соглашение с Парижем, Фонд Louis Vuitton получил разрешение городских властей на строительство музея в Булонском лесу. В соответствии с этой договоренностью спроектированное Гери здание должно быть передано городу через 55 лет. В документальном фильме, вышедшем в этом году в эфир на телеканале France 2, Арно заявил, что «[фонд] является подарком Франции от LVMH».
Как полагают, Арно собирает декоративно-прикладное искусство XVIII века и поддерживает Версальский дворец спонсорскими соглашениями с LVMH. «Думаю, что у Арно есть интерес к редким и важным предметам XVIII века», — говорит парижский дилер антиквариата Беньямин Штайниц. Сам Арно между тем заявил журналу Forbes, назвавшему его богом роскоши, что считает себя «послом французского наследия и французской культуры». «То, что мы создаем, символично. Это связано с Версалем, с Марией-Антуанеттой», — сказал он.
Через дочерние компании Dior и Moët Hennessy группа брендов класса люкс за прошедшие 20 лет спонсировала по крайней мере четыре выставки во дворце в окрестностях Парижа, включая экспозицию «Канси, император Китая» в 2004 году и выставку, посвященную Людовику XIV, в 2009-м. LVMH также частично финансировала приобретение письменного стола, принадлежавшего Марии-Антуанетте, который, по сообщениям, был куплен французским государством за €6,8 млн в 2011 году (пресс-секретарь Версальского дворца заметила, что реальная сумма отличалась от этой, но не стала вдаваться в детали). Стол, выполненный королевским краснодеревщиком Жан-Анри Ризенером, теперь выставлен в личных апартаментах королевы.