В Государственном музее-заповеднике «Царское Село» завершилось воссоздание всей парадной анфилады Екатерининского дворца, пострадавшей во время Великой Отечественной войны.
Лионский зал был создан архитектором Чарльзом Камероном и входил в число личных апартаментов императрицы Екатерины Великой. Позже зал стал любимой парадной гостиной супруги Александра II, императрицы Марии Александровны, для которой он был переделан архитектором Ипполитом Монигетти. Интерьер был декорирован 2,5 т натурального лазурита в технике «русской мозаики» и является уникальным по количеству примененного материала. Во время Великой Отечественной зал страшно пострадал и с тех пор был закрыт для публики.
Полноценная реставрация Лионского зала, в связи с ее сложностью и дороговизной, началась только в XXI веке. В 2005 году удалось восстановить объемно-пространственное решение зала. Проект реставрации подготовил в 1983 году тогдашний главный архитектор музея Александр Кедринский. Корректировку проекта произвели в 2006–2007 годах. В 2017-м сообщалось, что музей-заповедник ищет спонсоров, так как, в частности, необходимы еще 380 млн руб. на покупку однородного афганского лазурита и оплату работы реставраторов.
Восстановление лазуритовых порталов, обрамляющих три двери зала, было осуществлено при поддержке Благотворительного фонда «Транссоюз» в 2017–2018 годах. В 2018-м «Царское Село» заключило соглашение с ПАО «Газпром» и фондом энергетической компании Engie, ставшее поворотным моментом в процессе реставрации. Уже спустя год музей-заповедник продемонстрировал воссозданную живопись плафона, наборные мозаичные панели из лазурита с золоченым бронзовым декором, золотой шелк на стенах.
Лазуритовый гарнитур во время войны сотрудникам музея удалось эвакуировать, как и еще несколько предметов из убранства зала: бронзовые часы XVIII века, ширму, полотно Феличе Скьявоне «Смерть Рафаэля». Все они возвращены в интерьер. В фондах сохранилось три уцелевших в войну мраморных путти, которые ранее украшали угловые лазуритовые камины. Скульптуры расчистили, отреставрировали и вернули на исторические места. Утраченные фигурки ангелочков воссоздали из мрамора, при этом, как отмечают в музее, реставраторы использовали 15 сохранившихся подлинных фрагментов. В итоге зал вернулся к виду, зафиксированному знаменитым архитектурным акварелистом Луиджи Премацци в 1878 году.
Завершающим этапом реставрации стало возвращение исторического паркета, созданного по эскизу Чарльза Камерона. В его декоре использованы перламутр, а также амарант, розовое дерево, дуб, клен и другие породы дерева. Этот паркет во время войны был вывезен нацистами, обнаружен в 1947 году и возвращен в Царское Село. Однако с той поры он хранился в фондах, разобранный на щиты. «Десять мастеров реставрировали этот шедевр декоративно-прикладного искусства 547 дней», — сообщает музей-заповедник.
Посетители смогут увидеть Лионский зал Екатерининского дворца в ГМЗ «Царское Село» начиная с 1 мая.