18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Семь картин про грядки

Наконец начинается дачный сезон, и, чтобы это отметить, мы решили показать, что даже такая, казалось бы, приземленная тема, как грядки и приготовленная к посадкам почва, волновала художников в разные века

«Март»

(XV век, Музей Конде, Шантийи)

Миниатюра из Великолепного часослова герцога Беррийского, который создавался несколькими мастерами в два этапа, в начале и в конце XV века. Она входит в традиционный для часословов цикл «Времена года», где 12 месяцев проиллюстрированы бытовыми занятиями, характерными для каждого периода. В манускрипте всего 131 картинка, но самые знаменитые — именно цикл месяцев, благодаря реалистичности и наполненности деталями повседневной жизни. Формально перед нами, конечно, не «грядка», а «поле», даже несколько. Но они такие уютные и небольшие, огороженные по средневековой ландшафтной моде заборчиками, что именно с них, предтеч пейзажной живописи, и начнем наш разговор.

Питер Брейгель Младший. «Весна»

(Около 1620–1630, Национальный музей искусства Румынии, Бухарест)

Вот тут-то грядки и клумбы уже самые настоящие! Пейзажная живопись наконец родилась. Картина Брейгеля Адского известна в нескольких повторениях, причем сама по себе она — повторение рисунка отца, Брейгеля Мужицкого, 1565 года из венской Альбертины. А может, даже и не рисунка, а утраченной картины маслом. По одной из версий, та потерянная картина входила в знаменитый цикл «Времена года» Питера Брейгеля Старшего (вместе с «Охотниками на снегу», «Жатвой» и прочим). Кстати, головокружительным поискам этого утраченного оригинала писатель Майкл Фрейн посвятил фарс-детектив «Одержимый» и в 1999 году попал с ним в шорт-лист «Букера».

Жан-Леон Жером. «Тюльпаномания»

(1882, Художественный музей Уолтерса, Балтимор)

Эта картина тоже посвящена клумбам XVII века, однако ретроспективно. На ней изображен эпизод «тюльпанной лихорадки» — краткого периода в истории Голландии, когда луковицы тюльпанов ценились дороже золота. На самом деле это был биржевой пузырь, который, разумеется, лопнул. На картине солдаты топчут цветы в тщетной попытке стабилизировать рынок, ограничив предложение продукта.

Гюстав Кайботт. «Садовники»

(1875–1877, частное собрание)

Замечательный пример универсальности садовой темы: картина написана французским импрессионистом и изображает грядки в Йере, городке близ Парижа, однако вполне могла бы быть работой советского художника, изображающей крымский огород. Кайботт, кстати, очень любил этот огород («кухонный садик», как элегантно пишут иностранные искусствоведы по-английски) и возвращался к нему в своих картинах несколько лет подряд. Ничего, впрочем, удивительного: в Йере находилось его семейное имение, а сам он был увлеченным садовником-любителем.

Илья Репин. «Пахарь. Л.Н.Толстой на пашне»

(1887, Государственная Третьяковская галерея)

Удивительное дело, но в русской живописи мы компактных грядок не найдем — видимо, наши просторы столь широки, что художники мыслят только форматом полей. В итоге в наших музеях богато представлена тема пашни (начнем с Алексея Венецианова) — с помощью тяглового скота, плуга и других приспособлений. А вот крохотных огородиков и садиков — нет, практически нету. Даже главный русский интеллигент Лев Николаевич земледелием занимается масштабно, с размахом.

Жоан Миро. «Огород с ослом»

(1918, Музей современного искусства, Стокгольм)

Картина относится к раннему периоду творчества Миро, практически реалистическому. Она написана в каталонском местечке Монт-роч-дель-Камп, где семья художника владела фермой «Мас-Миро». Так что ослик, может быть, не случайный, а фамильный! Миро оставил ряд других изображений этой местности, причем они оказались знаковыми для его эволюции как живописца. В их числе — «Пашня», одна из первых сюрреалистических работ художника. В 2006 году ферма «Мас-Миро» была объявлена национальным достоянием, а в 2018 году там открылся музей. Стены старого дома изнутри покрыты граффити: художник экономил бумагу, делая эскизы.

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Теплица»

(2010)

Изображение мечты каждого ортодоксального огородника входит в цикл «Химки», созданный арт-дуэтом в 2010 году специально для выставки «На районе» в женевской галерее Charlotte Moser. Виноградов рассказывал тогда в интервью, что их мастерская находится как раз «на районе», в Химках, и сюжеты для этого цикла они находили, оглядываясь по сторонам. Такая вот реальность в спальных районах.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+